Ольга Смоленова
Летняя оздоровительная работа с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребёнок хорошо провёл время и закалился.
1. Соблюдение режима дня (на тёплый период года, двигательный режим на тёплый период года.
Публикация «Летняя оздоровительная работа с детьми» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
2. Занятия проводятся на участке, за исключением ненастных и холодных дней (ООМ, развитие речи, экология, художественное слово, рисование, лепка, аппликация, физкультура, музыка, конструирование и ручной труд); по занятиям продуктивной деятельности основное внимание уделяется коллективным работам детей.
3. Работа на прогулке :
• Наблюдения
* Наблюдения за неживой природой:
- Наблюдения за изменениями погоды.
Старшие дошкольники продолжают накапливать и закрепляют свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, прибегая к образным выражениям и эпитетам.
Летний словарь :
Жарко – жара – жарища – жаркий день – жарко печёт солнце – жарко, как в печке.
Летний дождик – чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называют грибным?
Летнее небо – какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблёкшей, выцветшей. Отчего? Может быть, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?
Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти им аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.
Логично задать вопрос: почему летом жарко, а зимой холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за летней продолжительностью дня.
- Продолжительность дня летом.
Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно. Почему зимой, когда мы ещё только идём из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Старшим дошкольникам можно объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что наша планета в это время года получает больше солнечного света и тепла.
- Наблюдения за дождём.
Старшим дошкольникам уже можно ответить на вопросы: почему идёт дождь? Как получаются тучи? Отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на эти вопросы, можно ненавязчиво объяснить детям правила безопасного поведения во время грозы.
- Наблюдения за землёй, за почвой.
Детям уже говорилось о том, что почва необходима растениям – деревьям, кустарникам, цветам и травам, потому что именно из неё растения получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдёт с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идёт дождь или когда мы поливаем её из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит её?
* Наблюдения за живой природой:
- Наблюдения за растениями.
Воспитатели вспоминают с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк, в лес можно рассмотреть все отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия отдельных растений.
Дети узнают или повторяют условия, необходимые для роста растений: солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.
Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляется первая трава и цветы. Теперь они могут видеть, как цветут растения и после цветения образуются их плоды и семена. Ребята смогут сами убедиться, насколько разнообразны семена у различных растений.
Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это поможет им легче ориентироваться в мире растений, разовьёт их речь и обогатит её образными выражениями.
- Наблюдения за птицами:
Наблюдения за повадками различных птиц дадут много впечатлений для пытливого ума ребёнка.
Есть такая примета: если ласточки летают низко – значит, быть дождю. А почему? Оказывается, что есть простое объяснение: перед дождём воздух насыщается влагой, становится тяжёлым. Насекомые – основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле, вместе с насекомыми.
Интересно также понаблюдать, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят – ведь гнёзда расположены достаточно высоко, но зато они смогут наблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.
- Наблюдения за насекомыми:
Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, как через соломинку. У них очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, которые создала природа. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а бабочка после этого не сможет летать.
Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички. Из них потом вылупляются гусеницы, которые являются вредителями растений – они поедают их листья. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяя её из брюшка, и превращаются в куколок.
Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.
*Летние опыты :
- Опыты с водой:
Интересны для детей опыты с растворением красок в воде. Они наглядно видят, что чем больше краски добавляется в воду, тем интенсивнее становится её цвет. А добавление к раствору краски другого цвета даёт неожиданные оттенки, которым дети с удовольствием будут придумывать названия. Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в которой она налита.
Старшие дошкольники охотно будут экспериментировать с мерной чашечкой, сравнивая объём разных сосудов. Это является для некоторых хорошим закреплением темы «Измерение с помощью условной мерки», а для других – пропедевтикой измерений.
- Опыты с песком:
Одно из основных свойств сухого песка – сыпучесть. Он также не сохраняет форму, изменяет её с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он теряет свойство сыпучести, из него можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.
* Лето в народном календаре:
Старшим дошкольникам будет очень полезно запомнить старинные народные названия летних месяцев. Русский народ давал им очень точные названия с учётом природных изменений.
Например, июнь в народном календаре носит имя кресец. «Кресс» означает небесный огонь, жаркое летнее солнце. За яркий и цветущий вид июнь называли ещё и червень, т. е. червлёный, красный, красивый.
Июль за свою красоту получил в народе названия сенозарник, жарник, липец, отрадник, серпень.
Август – по-русски зарев, зорничник. Такое название дано ему за яркие, но уже прохладные зори, блестящие от холодных рос.
• Трудовая деятельность: полив, прополка, рыхление цветов, уборка участка.
• Разнообразные прогулки и экскурсии по территории ДОУ, сбор природного материала.
• Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, строительные, театрализованные, настольные игры, игры с ветром, песком и водой.
• Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
• Работа с природным материалом.
4. Мытьё ног после прогулки перед обедом (отдельное полотенце, запасные носки). Малышам ноги моют взрослые, старшие делают это самостоятельно под руководством педагога.
5. Закаливание детей (воздушные и солнечные ванны, обтирание и обливание рук и ног, соблюдение правил гигиены (мытьё рук, использование влажных салфеток на участке).
6. Питьевой режим, головные уборы.
7. Утреннюю гимнастику проводим на групповой площадке утром. Физкультурные занятия, игры – аттракционы и т. п. – см. «Двигательный режим»
8. Развлечения: спортивные, вечера детской художественной самодеятельности («Вечер любимой песни», увеселительные прогулки в природу, зрелища и театры, музыкально – литературные концерты, досуги и праздники.