Татьяна Удалова
Центр природы и экспериментирования «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».К. Е. Тимирязев
В деятельности экспериментирования и наблюдения ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2016
Основная задача проведения экспериментов и наблюдений - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
У детей 4-5-летнего возраста внимание приобретает более устойчивый характер, интенсивно развивается память, преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы предметов и явлений. Воображение способствует ребёнку в познании окружающего мира, а также облегчает переход от известного к неизвестному. Дети активно стремятся к интеллектуальному диалогу с взрослыми.
Данное явление заметно в многочисленных вопросах детей к воспитателю: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?". Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Именно поэтому мы назвали нашу лабораторию «Почемучка». Наш персонаж приносит детям задание либо предмет, и мы должны исследовать свойства предмета или материала, либо найти ответ на вопрос Почемучки.
Именно для этого и важен центр природы и экспериментирования. Наш центр разделен на микроблоки, такие как метеоплощадка, где дети учатся определять состояние погоды и природы.
«Метеоплощадка» - важна для проведения наблюдений за погодными явлениями.
«Лаборатория» - включает в себя различные емкости, сосуды, приборы для измерения.
«Уголок природы» - микроблок, в котором ребята ухаживают за растениями, выбирают необходимые способы ухода за растениями.
«Игротека» - содержит дидактические и настольные игры экологического характера.
«Уголок эрудита» - включает в себя реальные объекты, коллекции, гербарии, детские энциклопедии, иллюстрации.
«Уголок моделирования» - расположены условные символы, модели для проведения опытов и экспериментов.
«Мастерилка» - содержит различный бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага, мех, проволока, палочки, трубочки, семена растений…
«Мини-музей» «Волшебный мир предметов»
Представим несколько примеров проведенных экспериментов и наблюдений.
При знакомстве с лупой дети научились правильно рассматривать предметы под лупой (подносить ее к предмету, постепенно удаляя, результаты фиксировали в дневниках наблюдений.
Первые исследования свойств магнита позволили выяснить, что магнит притягивает предметы из железа. Сила магнита такова, что он может притягивать предметы через перегородку (бумагу, пластик).
Игры – эксперименты с воздухом позволили детям сформировать первичные представления о его свойствах. Обнаружить воздух мы смогли несколькими способами: пытались попробовать его вкус, схватить руками, дули в трубочки, опускали в воду надутые шарики, изготовили веер.
Мы с ребятами провели серию экологических наблюдений.
Сравнительное наблюдение за веточками ивы и березы, помещенными в вазу. Дети смогли наблюдать, как распускаются разные виды деревьев и результаты фиксировали в своих дневничках.
Опыт, который мы проводили с луком, позволил детям сделать вывод о необходимости влаги и света для роста растений.
«Огород на окне». Посадка лука, посев семян перцев, цветов. Постоянное наблюдение, участие в уходе за посадками, фиксация результатов наблюдений в дневнички наблюдений.
В развитии наблюдательности важная роль отводится календарям погоды и природы, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием растений. В календарях дети сами, с помощью моделей отмечают явления и объекты природы. С помощью таких наблюдений дети учатся «читать» графическую модель - развертывать ход событий по значкам и рисункам.
Использование моделей в наших опытах позволяют лучше запоминать свойства материала, последовательность проведения опыта, выполнения трудовых действий в центре природы.
Благодаря родителям была создана коллекция макетов и поделок из природного материала. Дети в самостоятельной деятельности могут посетить уголок моря, отправиться на экскурсию на ферму, в лес с героями сказки «Колобок», обследовать деревенский дворик. Именно такие макеты помогают в расширении кругозора, словарного запаса, активизируют познавательный интерес к окружающему миру, развивают сотрудничество и взаимодействие со сверстниками, бережное отношение и любовь к природе.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Проводимые мероприятия направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам, а так же расширяет естественно-научные знания у детей.
Элементарное экспериментирование активизирует познавательную деятельность детей, побуждает их задавать много вопросов, длительные наблюдения поддерживают интерес, оживляют имеющийся опыт, дают материал для сравнения.