Валентина Павлова
Квиз-игра для педагогов «Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Квиз-игра для педагогов «Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель квиз-игры :
«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования устного народного творчества в педагогическом процессе»
Задачи:
Публикация «Квиз-игра для педагогов „Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
- актуализация роли развивающей речевой среды;
- развитие речевой деятельности детей в различных видах деятельности с использованием устного народного творчества;
- формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей;
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход квиз-игры :
Уважаемые коллеги, а сейчас, я предлагаю всем вместе с помощью квиз-игры вспомнить многообразие жанров устного народного творчества.
Что же такое «квиз-игра»? Квиз (от англ. quiz) – это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая "викторина", хотя, в последнее время, нередко можно встретить и употребление упомянутого выше англицизма.
Правила в ней следующие:
1. Необходимо разделиться на 2 команды и выбрать название команды из жанров устного народного творчества.
1-я команда: «Сказка»
2-я команда: «Потешка»
2. Участники отвечают на поставленные им вопросы и зарабатывают за правильные ответы фишки, побеждает в квиз-игре та команда, чьих правильных ответов окажется больше, чем у оппонентов.
Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.
Итак, мы начинаем!
1 задание. Кроссворд «Жанры устного народного творчества».
Отвечает та команда, которая быстрее нажала на сигнал звонка.
1. по вертикали: Короткая фраза с искусственно усложненной артикуляцией (скороговорка).
2. по вертикали: Действие, совершаемое группой лиц по определенным правилам (игра)
3. по горизонтали: Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях (сказка).
4. по вертикали: Коротенькие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь людям (закличка).
5. по вертикали: Небольшой стишок, сопутствующий игре с пальцами, руками, ногами ребенка, который не только развлекает малыша, но и развивает (потешка).
6. по горизонтали: Стишки и песенки матерей и нянюшек, которые пестуют младенца (пестушка).
7. по горизонтали: Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт (пословица).
8. по вертикали: Устный рассказ-пугалка (страшилка).
9. по вертикали: Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом (песня).
10. по горизонтали: Песня при убаюкивании ребенка (колыбельная).
11. по горизонтали: Короткий стишок о том, чего не бывает на самом деле (небылица).
12. по горизонтали: Забавное сочетание слов, которое используется, чтобы придать речи шутливый характер (прибаутка).
13. по горизонтали: Коротенькие стишки, в шутливой форме высмеивающие чьи-либо недостатки (дразнилка).
14. по вертикали: Иносказательное поэтическое описание предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего (загадка).
15. по горизонтали: Русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории (былина).
2 задание. Вопрос-ответ. «Народные сказки и их герои».
1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания? Ответ: (петушок-золотой гребешок)
2 вопрос – Из какой сказки эти строки: «Ой, акаем, акаем! Порсын л галтышетым колталал? Ответ: (Ший п ян, Ший пампалче)
3 вопрос В какой марийской легенде понапрасну тревожили богатыря? Ответ: (Чумбылат)
4 вопрос – Как называется марийская сказка, которая похожа на сказку К. Чуковского «Муха -Цокотуха»? Ответ: (П. Першут «Кутко с ан»)
5 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня? Ответ: (курочка-ряба)
6 вопрос – Из какой сказки следующие герои: мышка-норушка, лягушка-квакушка? Ответ: (терем-теремок)
7 вопрос – Из какой сказки Чылдырвий и Удырас Ответ: («Изий» А. Юзыкайн)
8 вопрос - А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! Ответ: («Маша и медведь»)
3 задание. Перевести пословицы с русского на марийский
1. Ленивому дождевые капли выпадут на три дня раньше. –
Його е лан й р кум кече ончыч ч чалтеш.
2. Обманываешь, будешь низкорослым. -
Ондалет гын, изи капан лият.
3. Дороги с развилками, а жизнь изменчива. –
Корно вожы ан, илыш йыжы ан.
4. Не гоже тревожить осиное гнездо. –
Пачемыш пыжашым тарваташ ок й р.
5. Близок локоть, да не укусишь. –
Кынервуй тыштак, да пурлаш ок лий.
6. Русский язык еще не выучил, а марийский позабыл. -
Рушлаже тунем шуын огыл, марлаже монден.
4 задание. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?
Леди вышла из кареты, лошади побежали быстрее. - Баба с воза – кобыле легче.
Детская философия. - Устами младенца глаголет истина.
Без страдания нет наград. - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первый из них всегда обречён. - Первый блин комом.
Один старый и два новых. - Старый друг лучше новых двух.
Кредиторы ждать не любят. - Долг платежом красен.
Все пошли – и ты догоняй. - Семеро одного не ждут.
Чужая рубашка опасна для жизни. - Своя рубаха ближе к телу.
Будней-то пять, а выходных- два. - Делу время – потехе час.
Конфликт поколений в курятнике. - Яйца курицу не учат.
4 задание. Узнай сказку (мнемотехника)
Предлагаю вам угадать, какие сказки представлены на экране.
1. «По щучьему велению»
2. «Волк и семеро козлят»
3. «Вершки-корешки»
4. «Заюшкина избушка»
5. «Лисичка- сестричка и серый волк»
6. «Кот, лиса и петух»
7. «Петушок и бобовое зернышко»
8. «У солнышка в гостях»
9. «Гуси и лебеди»
10. «Маша и медведь»
На этом наша квиз-игра подходит к концу. Давайте с вами посчитаем фишки и определим победителя игры.
Хотелось бы сказать, что устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал. Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
Рефлексия. "Букет настроения".
А сейчас хотелось послушать ваши впечатления о проведенной игре. Я раздам вам бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Если вам понравилась квиз-игра, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.
А мне остаётся поблагодарить вас за внимание. Творческих всем успехов!