Зимина Юлия
Квест-технология, как способ познания школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Квест-технология как способ познания школы».
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года провозгласил дошкольное образование первой ступенью общего образования, побудив, таким образом, целый ряд изменений как в организации, так и в качестве осуществления дошкольного образования. Одним из вопросов, который остро встал после изменения законодательства, является вопрос преемственности в работе детского сада и школы.
Публикация «Квест-технология, как способ познания школы» размещена в разделах
Несмотря на то, что проблема эта является вечной, и в каждом учебнике дошкольной педагогики за последние 70 лет ей уделены параграфы, практика и анализ научных источников показали, что проблема эта актуальна, недостаточно раскрытая и даже зачастую недостаточно осознаваемая.
Что же такое преемственность? В социологическом словаре дается такое определение: преемственность — это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Как же осуществить в детском саду этот переход к новому состоянию, т. е поступление в школу, с сохранением всех знаний и умений ребенка? Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний у детей само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, как ребенок умеет ими воспользоваться в свободной деятельности и на занятиях. Обратившись к концепции содержания непрерывного образования, увидим, что там прописаны характеристики, как старшего дошкольника, так и младшего школьника, и это позволяет скорректировать преемственность и непрерывность программ образования обоих ступеней. Т. к. преемственность - это двухсторонний процесс, то для успешного решения поставленного нами выше вопроса, очень важно тесное взаимодействие педагогов обоих ступеней образования, как детского сада, так и школы.
Рассмотрев вопрос преемственности более досконально, мы выяснили, что формы работы по ознакомлению со школой обеднены своим содержанием. Современная наука предоставляет много теории, исследований, а практических рекомендаций мало, формы работы на уровне проектов и проблемных ситуаций не дают высоких результатов. Какие же использовать формы работы, чтобы заинтересовать ребенка школой, где полученные им знания позволили ему быть успешным?
Наш детский сад является структурным подразделением Гимназии № 39. И в составе единого учреждения в настоящий момент мы реализуем управленческий проект «Организация преемственности на основе со-бытийного подхода». В рамках этого проекта выполняются отдельные проекты воспитателей, специалистов и учителей младших классов, направленные на взаимное ознакомление педагогов и детей детского сада и школы с условиями обучения, формами работы, требованиями и т. д.
Наша творческая группа разрабатывает новую для данного направления форму – квест-технологию в ознакомлении детей со школой или, как его еще называют, образовательный квест, который пользуется популярностью благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест», собственно, и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но главное в такой организации игры в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего или ключ к итоговому заданию, что является эффективным средством повышения мотивации к познанию и исследованию.
Наша творческая группа взяла идею квеста, его эмоционально-развивающий потенциал, и перенесла форму на новое содержание – на осуществление преемственности. Но наш квест – это не пробежка по территории и помещениям школы, это путешествие с углубленным ознакомлением по учебным дисциплинам школьной программы. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Наша итоговая работа – это сборник квестов по дисциплинам – математике, русскому языку, чтению, физической культуре и т. д., которые дети будут изучать в школе. Прохождение детьми этих квестов решает целый ряд задач:
-дети знакомятся с дисциплинами школьной программы, они оживают «в руках» школьного учителя
-дети изучают среду школы, в которой происходит изучение школьного предмета
-дети подтверждаются в том, что «дошкольные» знания необходимы в школьном обучении, они у них есть и им их достаточно для начала и успешности школьного обучения
-дети получают опыт общения с учителем, пусть и опосредованный, и опыт выполнения его заданий.
Как строятся наши квесты.
1 часть – это видеоэкскурсия в школу. С экрана в режиме оф-лайн дети знакомятся с учителем, кабинетом, оборудованием к изучению дисциплины. Иногда – детям показываем кадры занятий первоклассников. И далее учитель приглашает детей на урок.
2 часть – в детском саду готовятся для участия в таком уроке. В формате квеста дети или собирают портфель по дисциплине, или находят спрятанные в детском саду школьные предметы. При этом решаются задачи подтверждения компетентности дошкольников, ориентации на школьное качество и оценивание их работы.
3 часть – школьный учитель с экрана предлагает детям участие в фрагменте урока («школьники как раз вышли», «докажите первоклассникам, что вы сделаете не хуже» и т. д.). Главное – деятельностью детей управляет школьный учитель с экрана (конечно, всё предварительно продумывается, хронометрируется и записывается).
4 часть – дети получают от учителя поощрение (мультфильм по дисциплине) или домашнее задание игрового и развивающего типа.
5 часть (работа по окончанию квеста, в группе) – беседы о школе, рисование, вопросы по теме и т. д.
Как проходил наш квест? Предлагаем вашему вниманию план квеста по дисциплине «Математика». На столе перед детьми разложены цифры от одного до трех (столько будет команд). Дети себе выбирают любую. У трех педагогов детского сада (психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре) в руках дневники, также с цифрами от одного до трех. Затем дети должны подойти к педагогу, на дневнике которого та же цифра, что и у каждого из них. Так распределяются дети на команды по 6-7 человек для прохождения квеста. Игра начинается!
Одновременно три группы детей находятся в трех разных помещениях детского сада: кабинет психолога – это «Класс цифр», собственно группа («Класс измерений») и спортивный зал («Динамический класс»).
Все задания педагогов продуманы в соответствии с темой: это и цифры, и геометрические фигуры, и измерение. На выполнение задания отводится 6-7 минут. По завершении задания группе детей выдается математический атрибут, который они кладут в свой портфель. Это набор цифр, линейка, набор геометрических фигур. Далее происходит перемещение детей на другую «точку», про которую они узнают из расписания в своем же дневнике.
В «Классе цифр» дети проговаривают счет до 10 в прямом и обратном порядке, и с их помощью создают рисунок по точкам. В «Динамическом классе» играют с геометрическими фигурами: находят их изображения по всему «классу», стоятся сами в такие фигуры в подвижной игре. В «Классе измерений» дети попробовали измерять собственный рост на ростомере в сантиметрах, затем отрезать кусок ленты, в соответствии со своим ростом, и уж потом измерение проводилось нетрадиционным способом - пядями и локтями.
Когда все команды закончат выполнение заданий, они встречаются снова в «классе», и учитель предъявляет последнее задание: из набора цифр собрать числовой ряд в обратном порядке, где с обратной стороны буквы и получается слово «математика». По окончании учитель озвучивает, как дети успешно справились со своими заданиями, при этом собрав все необходимые атрибуты для урока математики. За за свои старания в конце квеста детям демонстрируется мультфильм «В стране невыученных уроков» (тоже, своего рода, квест).
Вечером дети делились с родителями своими впечатлениями и хотели, придя домой, измерить рост родителей в пядях!
В целом бы хотелось сказать, что детям очень нравится такое ознакомление со школой; квесты проходят эмоционально, продуктивно. Продуманные нами задания не забываются детьми, в последующие дни они просят повторить те задания, с которыми справлялись на квесте. На наш взгляд, задачи ознакомления детей со школой решаются современно и в «правильном» для детей игровом формате. Вот так ненавязчиво дети поняли, что их знаний и умений достаточно, чтобы быть успешными в школе.