Екатерина Телушкина
Квест-технологии в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я. Коменский
Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно
познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится
частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.
Мир детства – это мир любопытнейших приключений, захватывающих
Публикация «Квест-технологии в ДОО» размещена в разделах
путешествий в неизведанные миры: дома и улицы, двор и детская площадка, люди и
профессии.
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного
стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.
Воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы
работы. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности
дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных
ситуаций, в том числе и в группе младшего дошкольного возраста, может быть квест
– игра.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по
точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой
деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку
или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным
средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к
познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и
саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной
познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации
образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде
способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать
проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить
имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных
мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач,
поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию:
составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей
сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и
материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе.
Дошкольники принимают активное участие в проце сс е игры, они
становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют
имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной
мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных
положительных психологических качеств, формирование исследовательских
навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками,
доброжелательность, взаимопомощь и другие).
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть
спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий
таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов дет ской деятельности во время
прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи,
которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять
танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной
подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте
ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с
адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок
достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но, тем не менее,
неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и
частого использования.
Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?
Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в
записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной
тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же можно
нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением
аналогичного объекта.
Варианты квестов :
1. Поиск по запискам.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в
поисках приключений).
2. П о м о щ ь г е р о я м и л и г е р о ю (сказки, мультфильма, фильма).
Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для
ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По
дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных,
растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к
Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского
царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на
конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам
Корнея Ивановича Чуковского».
6. Физкультурные праздники.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком; с водой;
• опыты, эксперименты;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные,
красочные детские квесты. Сценарии разрабатываются с учетом поставленных
целей, количества участников и многих других факторов.
ВЫВОД:
Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается
в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для
педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн,
помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения
поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное
с легкостью и заинтересованностью.