Дарья Качан
«Педагогические технологии, часто используемые в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический
инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость
Публикация «„Педагогические технологии, часто используемые в ДОО“» размещена в разделах
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения
образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками
системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной
диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции
результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными
по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать
достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения,
воспроизведения) образовательной технологии в образовательных
учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна
быть гарантированно эффективна в руках любого педагога,
использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и
личностных особенностей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ»
Игровая технология
Технология экологического воспитания
ПОДРОБНЕЕ О КАЖДОЙ ТЕХНОЛОГИИ :
Здоровьесберегающие технологии :
Целью является обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений,
навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все
аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях
— информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Работа происходит и с детьми, в качестве дополнительных
упражнений, бесед. Занятий, открытых мероприятий; и с родителями:
мастер-классы, беседы, консультации, совместные открытые.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта
посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Проекты делятся по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные
По количеству участников : :
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
По продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском садусформировать
у дошкольников основные ключевые компетенции,
способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально
исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов,
экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески
развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным
образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это
предъявляет качественно новые требования к дошкольному
воспитанию как первому звену непрерывного образования:
образования с использованием современных информационных
технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед
педагогами-дошкольниками задачи :
· идти в ногу со временем,
· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
· наставником в выборе компьютерных программ,
· сформировать основы информационной культуры его личности,
· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность
родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра
всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
ИКТ в работе современного педагога :
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления
стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер,
презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других
педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер
позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно
набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые
изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских
собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей
системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение
комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация
имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей
среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных
программ.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют
авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку
в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника и педагога.
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в
разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных
эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей
жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций «Портфолио дошкольника» :
· диагностическая (фиксирует изменения и рост за
определенный период времени,
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка)
Технология «Портфолио педагога» :
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором
отражается все радостное, интересное и достойное из того, что
происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио
педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом
в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной,
творческой, социальной, коммуникативной, и является
альтернативной формой оценки профессионализма и
результативности работы педагога.
Игровые технологии.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную
часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого
подхода необходимо, чтобы образовательные технологии,
разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко
обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и
различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть
уверенным в том, что в результате он получит гарантированный
уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана
ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые
ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к
дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и
обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный
возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его
жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном
возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
·Первый этап – определение положительных и отрицательных
свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих
стойких ассоциаций у детей.
·Второй этап – определение положительных и отрицательных
свойств предмета или явления в целом.
·Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые,
следует переходить к рассмотрению предметов и явлений,
вызывающих стойкие ассоциации.
Игровая технология
Реализуется эта технология в три этапа :
1. на первом происходит обогащение представлений о той сфере
действительности, которую ребнок будет отражать в игре
(наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях в процессе
знакомства ребнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
На втором этапе организуются сюжетно-ролевые игры,
определяется ситуация взаимодействия партнеров,
придумываются и сочиняются события, их развитие в
соответствии с темой игры, создается предметно-игровая среда
на основе организации продуктивной и художественной
деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского
коллекционирования.
3. И, наконец, на третьем этапе организуется самостоятельная
игровая деятельность детей с воображаемым партнером, за
которого дети разговаривают.
К игровым технологиям относится и технология имитационного
моделирования. Характерной чертой этой технологии является
моделирование жизненно важных затруднений детей и поиск
путей их решения.
Технология экологического воспитания - это система
экологического воспитания, которая содержит в себе ряд
взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий,
спланированных на весь учебный год.
Эта технология охватывает все образовательные области ради
одной цели- познания природы.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет
дело с заимствованиями. Создание технологии
невозможно без творчества. Для педагога, научившегося
работать на технологическом уровне, всегда будет
главным ориентиром познавательный процесс в его
развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому
их нельзя опускать.