Елена Рекункова
Семинар для воспитателей на тему «Развивающие технологии образовательной деятельности в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
(часть первая)
Ведущий: Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Для эффективного взаимодействия предлагаю вам поучаствовать в упражнении «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Педагог - психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
Публикация «Семинар для воспитателей на тему „Развивающие технологии образовательной деятельности в ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим семинар-практикум в форме «Аукциона образовательных технологий». Представляем вашему вниманию:
• аукционист - заведующий детским садом;
• ведущий аукциона - старший воспитатель.
• аукционеры - Вы, уважаемые коллеги, воспитатели и специалисты детских садов.
Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Те воспитатели, кто использует в своей работе данную технологию поднимите красное сердце, и расскажите о своей версии применения данной технологии. Чем вам нравится или не нравится данная технология. Если вы аргументированно представите опыт работы по той или иной технологии, то получите эту"Технологию " в подарок (распечатку - сообщение о данной технологии)
Итак, приступим!
Первый ЛОТ: (Стук молотка)
Я представляю вашему вниманию технологию – «Сказкотерапии»
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для решения важных для ребёнка вопросов, развивающий творческие способности. Сказка дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей малыша ситуации. Примеряя роль героя на себя ребенок, во-первых:
-четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
-показывает, каким он видит решение проблем;
-сам выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во - вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
-акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
-корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
-помочь ему избавиться от той или иной привычки.
Второй ЛОТ:(Стук молотка) «:Технология музыкального воздействия". Этот лот вы видели на наших открытых занятиях.
Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Ёще Пифагор и Аристотель приписывали ёй универсальность в исцелении души и тела. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ стимулирует дыхание, кровообращение. Приятные эмоции, вызванные музыкой, улучшают настроение, усиливают внимание, повышают работоспособность.
Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах: слушивание музыки, хоровое пение, танцы; создание собственных музыкальных произведений; создание музыкальных инструментов, игра на простых музыкальных инструментах и т. п.
Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние детей. Мелодии, которые нравятся детям, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку. Танцевальная музыка стимулирует двигательную активность. Музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций.
Ведущий аукциона: ( А для тех кто поднял красное сердце дополнительный вопрос: Расскажите всем участникам аукциона, почему эта технология для Вас стала особенно привлекательной? Победитель лота аргументирует свой выбор. (Победителю вручается заявленный лот.)
Аукционист: Аукцион продолжается, вашему вниманию предлагается следующий
Третий ЛОТ:(Стук молотка) "Арттерапия".
Арттерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой. Арттерапия дает возможность выхода внутренним конфликтам; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей. Рисуем красками, карандашами, мелками, нитками, кусочками ткани, полотнами, геометрическими фигурами на фланелеграфе (технология Г. В. Урадовских, кусочками рваной бумаги, пластилином, с помощью природного и бросового материала, салфеток, и т. д. Цель – помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Правила арттерапии - чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй!
• мечтаешь или сомневаешься - рисуй;
• плачешь от горя или радости - рисуй;
• расслабленный или напряженный - рисуй;
• скучно - рисуй;
• весело или грустно - рисуй;
• страшно или смело - рисуй;
• радостно или печально - рисуй;
• тяжело или легко - рисуй;
• устал ли отдыхаешь - рисуй;
• одиноко- рисуй.
Условия побора техник и приемов создания изображений
1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Виды творческой активности:
совместное рассматривание объектов и изображений
совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности
совместная изобразительная игровая деятельность сопровождаемая общением
Арттерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью арттерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
Таким образом, арттерапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Приемы работы
Живопись пальцами - пуантилизм, стопами, рисование набрызгом, рисование мыльными пузырями, рисование окрашенной нитью, рисование с помощью трафаретов и поролона, рисование смятой бумагой, монотипия, граттаж и т. д.
Четвертый ЛОТ (Стук молотка) "Песочная терапия".
Дети дошкольного возраста ещё не могут управлять своими эмоциями, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов является песочная терапия. Песочница (песочная терапия) - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится, возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии. Она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1. Песочница. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.
2. Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3. Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых, различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки (дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных, наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. Песок - природный материал. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке - он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Предлагаем игры с песком.
1.«Чувствительные ладошки». Горячее-холодное, мягкое - твердое, сухое - мокрое.
2. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
3. «Секретик». «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
4. «Рисунки на песке». С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
Пятый ЛОТ (Стук молотка) «Релаксация»
Технология «Релаксация» - расслабляющие упражнения, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, стресса, развивающие воображение. Релаксация – не обязательно выполнять упрапажнения из положения лежа, это могут быть спокойные упражнения, наклоны, потягивания. Мы предлагаем использовать следующие виды релакса:
Чередование напряжения и расслабления.
Этюды: «Море», «Цветущий луг», «Полетим на облаке», «В лесу»
При проведении расслабляющих упражнений хорошо использовать спокойную музыку, которую можно подобрать по теме : «В лесу» - звуки леса, шелест листьев, шепот дождя, голоса птиц, «Море» – плеск волн, шум прибоя и т. д. Придумать упражнения и тексты для релаксации можно и самому, а также использовать технологию И. Г. Выгодской, Е. В. Пеллингер, Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной а также этюдные упражнения М. И. Чистяковой.
Спасибо за участие в аукционе, ваши сердечки показывают, что наш семинар был вам полезен и интересен.
Мы желаем, чтобы вы были сильными, справлялись со всеми трудностями и проблемами и изменяли окружающий мир, делали его ярче и прекраснее.
Часть 2
Арттерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью арттерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
Таким образом, арттерапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Приемы работы
Живопись пальцами - пуантилизм, стопами, рисование набрызгом, рисование мыльными пузырями, рисование окрашенной нитью, рисование с помощью трафаретов и поролона, рисование смятой бумагой, монотипия, граттаж и т. д.
Четвертый ЛОТ "Песочная терапия".
Дети дошкольного возраста ещё не могут управлять своими эмоциями, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов является песочная терапия. Песочница (песочная терапия) - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится, возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии. Она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1. Песочница. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.
2. Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3. Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых, различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки (дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных, наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. Песок - природный материал. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке - он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Предлагаем игры с песком.
1.«Чувствительные ладошки». Горячее-холодное, мягкое - твердое, сухое - мокрое.
2. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
3. «Секретик». «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
4. «Рисунки на песке». С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
Пятый ЛОТ – «Релаксация»
Технология «Релаксация» - расслабляющие упражнения, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, стресса, развивающие воображение. Релаксация – не обязательно выполнять упрапажнения из положения лежа, это могут быть спокойные упражнения, наклоны, потягивания. Мы предлагаем использовать следующие виды релакса:
Чередование напряжения и расслабления.
Этюды: «Море», «Цветущий луг», «Полетим на облаке», «В лесу»
При проведении расслабляющих упражнений хорошо использовать спокойную музыку, которую можно подобрать по теме : «В лесу» - звуки леса, шелест листьев, шепот дождя, голоса птиц, «Море» – плеск волн, шум прибоя и т. д. Придумать упражнения и тексты для релаксации можно и самому, а также использовать технологию И. Г. Выгодской, Е. В. Пеллингер, Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной а также этюдные упражнения М. И. Чистяковой.
Спасибо за участие в аукционе, ваши сердечки показывают, что наш семинар был вам полезен и интересен. Послушайте притчу.
Мы желаем, чтобы вы были сильными, справлялись со всеми трудностями и проблемами и изменяли окружающий мир, делали его ярче и прекраснее.