Кильдеева Ольга Викторовна
Сценарий квест-игры по экологии в старшей группе «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать и закреплять экологические знания у детей в ходе деятельности по прохождению квеста.
Задачи:
-формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите; учить следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
-уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях, понимать, что исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев;
Публикация «Сценарий квест-игры по экологии в старшей группе „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса (цепочки питания, развивать логическое мышление;
- развивать умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться, слаженно работать вместе;
- воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу;
- доставлять детям радость от участия в общей игре.
Ход:
Ребята, сегодня утром к нам в группу прилетела наша знакомая ворона.
С письмом в клюве. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?
«Пишет вам Баба –Яга. Я заколдовала лес. Пусть в лесу трава засохнет, цветы и деревья зачахнут. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку».
Как же так? Мы можем такое допустить? Что же делать? (версии детей)
«Ну что ж, я согласна расколдовать лес … Для этого вам надо выполнить
много трудных заданий. Я вам дам шесть подсказок, находятся они в шести уголках моего леса. Эти подсказки – пазлы - картинки. Если вы найдете все эти подсказки и правильно их соедините, то сможете спасти лесных обитателей».
Ну что, ребята, вы согласны выполнить задания Бабы Яги и спасти лес?
-Что же такое лес?
- Что дает лес людям?
-Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
Тогда отправимся в путь – дорогу.
Вокруг себя обернись,
В лесу волшебном окажись.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Ой, послушайте, какая кругом тишина…не может быть в лесу так тихо!
И, правда, он заколдованный.
Нам надо поторопиться и выполнить скорее задания Бабы-Яги!
Куда же Баба - Яга спрятала свое первое задание? А вот, вижу цифру 1.
1. «Живая – неживая природа» (картинки)
Что такое живая природа? Что такое неживая природа?
(живая природа рождается, дышит, питается, пьет воду, умирает;
Неживая - не рождается, не дышит, не питается, не пьет воду,
не умирает).
-Первое задание выполнили правильно, мы можем забрать конверт с первой подсказкой. (Забираем конверт с первым пазлом.)
-Куда же нам идти дальше? Нигде цифр больше не видно…
(Второе задание сзади 1-го конверта. Это дом. Ищем конверт, на котором изображен дом).
2. «Лес – многоэтажный дом»
Лес—это многоэтажный дом. Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами. Самый первый, самый высокий ярус - большие деревья. Какие? Сосна, дуб.
Из лесных пород сосна появилась на Земле одной из первых. Еще во
времена чудовищных динозавров. Сосны вырастают стройными, высокими.
Они очень любят побольше солнца и света, поэтому и тянутся высоко. Второй этаж – деревья пониже - клен, береза, ясень, липа. Во втором ярусе растут лишь те деревья, что мирятся с тенью.
Под деревьями растут кустарники. Это следующий ярус. Тут можно встретить шиповник, калину, рябину и смородину. Они никогда не смогут подняться до первого этажа и всегда остаются внизу. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня).
Последний этаж, самый нижний – это трава и цветы.
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых растений - больших деревьев и маленьких травинок.
Но наш лес на картине не совсем настоящий, в нем чего-то не хватает. Надо этот лес заселить лесными обитателями. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры, и в каждой квартире есть свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
(дети выполняют задание с помощью воспитателя).
-Зачем же нужны этажи в лесу? Чтобы все растения и животные жили вместе и не мешали друг другу. Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды.
Второе задание мы тоже выполнили правильно, и можем забрать конверт со второй подсказкой.
Забираем 2-ой конверт. Сзади него – картинка цепочка. Ищем конверт,
на котором изображена цепочка).
3. «Цепочки питания»
Давайте сядем на полянку и посмотрим вокруг. На первый взгляд лес кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но мы знаем, что он полон жизни и похож на огромный дом. Его жильцы щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
– У гусеницы место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. Если прислушаться, даже хруст слышно. На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала, спелый ли, и потащила в норку про запас. А ствол и кору дерева грызет жук-короед. Много всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору дерева, а уж о семенах, орехах, да ягодах, и говорить нечего. И, кажется, если дать им волю – они весь лес съедят! Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывают. Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу – цап! – и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, прыгнула в мышиную норку – и нет мышки. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор, и стал долбить дырку. Вытащил личинку жука, а она большая, вкусная. Не зря старался. Но и за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить. И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Получаются цепочки питания. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
Дети выкладывают пищевые цепочки:
Кустарник – заяц – лиса – волк
Трава – мышь – сова - ястреб
Забираем 3-ий конверт. Сзади него – картинка – след медведя.
Ищем четвертый конверт.
-Ребята, тут какие-то фигуры, интересно…
Я, кажется, знаю. Баба Яга так заколдовала животных. Нам нужно их расколдовать: дорисовать изображения так, чтобы они снова превратились в лесных жителей.
4. «Дорисуй животное» (из геометрических фигур: круг, овал, трапеция, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб).
Дети выполняют задание, забираем 4 - ый конверт. Сзади нарисован лес.
Ищем конверт с лесом.
5. Пословицы о лесе.
Лес богаче царя.
Лес не только волка, но и человека кормит.
Лес – не школа, а всех учит.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить.
Забираем 5 – ый конверт. Сзади – красный крест. Ищем конверт с красным крестом.
Ищем… не находим такой конверт. Видим – возле речки лежит клубок. Сматываем его и достаем из реки картинки.
6 «Правила поведения в природе» (по картинкам)
Дид. игра «Экологический светофор»
Правила игры – если я называю действие, которое помогает природе и не погубит ее, то показывайте зеленый сигнал; а если называю то, что причинит
ей вред, - красный.
*** Если я приду в лесок и сорву ромашку? (кр)
*** Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (кр)
*** Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (зел)
*** Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (зел)
*** Если разведу костер, а тушить не буду? (кр)
*** Если сильно насорю и убрать забуду. (кр)
*** Если мусор уберу, банку закапаю? (зел)
*** Я люблю свою природу, я ей помогаю! (зел).
Забираем 6-ой конверт.
Вот мы и собрали все конверты.
Вы помните, какое задание надо выполнить? Собрать пазл.
Дети достают из конверта все части и собирают целый пазл.
Сразу стали слышны звуки леса…
Пирамида. Земля – вода – растения – животные – человек
.(рассказ воспитателя). Человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных
Помогли мы лесу? Почему у нас получилось помочь ему? Как вы будете относиться к природе?
Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?
Возвращаемся в группу.
Ворона благодарит детей за помощь и угощает их сладостями.