Наталья Овечкина
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Переполох в муравейнике, или в поисках Муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель игры – закрепить знания о насекомых амурской области
Задачи – учить делать логические выводы из представленного материала, работать совместно со всеми детьми, выдвигать гипотезы и доказывать или опровергать их, выслушивать ответы сверстников. Расширить и углубить знания о знакомых явлениях, объектах природы в осенний период. Воспитывать уважительное отношение к природе, желание заботиться о ней, рассказать об интересных фактах своим друзьям, знакомым.
Публикация «Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста „Переполох в муравейнике, или в поисках Муравьишки“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Муравей, муравейник. Игры, дидактические пособия, макеты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Мероприятие проводиться в виде квест игры, в ходе которой, дети могут использовать полученные ранее знания, доказывать или опровергать гипотезы. Знания, полученные самостоятельно в игре, запомнятся детям надолго. У них появиться желание рассказать об этом другим.
Лучшей технологией для закрепления и расширения знаний и умений детей дошкольного возраста является игра. А для самостоятельного получения дополнительных сведений о знакомых явлениях, объектах целесообразнее использовать квест игру, в которой дети поэтапно проходят все уровни и получают конечный результат, который запомниться надолго и будет использоваться в дальнейшем.
Материал: экран, ноутбук, проектор; игрушка муравей. Зеленые стрелки-указатели, красные круги. Изделия из березы – веник, стол из березы, березовые туески, лыко, почки, листочки (из аптеки); лист дуба формат А4 с картой-схемой. Изображение насекомых: гусениц, бабочек, личинки майского хруща, майский хрущ, жужелица. Пауки – изображения. Ткань голубого цвета (оформление водоема». Проигрыватель, запись «Звуки природы»
Рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций – данный материал может быть использован в кружковой работе экологической направленности, в завершении определенной темы, например о насекомых Амурской области, или, интересные факты о природе осенью. Можно приурочить к знаменательной дате, например, дню рождения писателя.
Можно проводить на открытом воздухе (на участке детского сада) или в помещениях. В помещения, куда детям заходить нельзя, на дверях вешаются красные круги, на уровне глаз детей. Там где можно работать, развешиваются стрелки-указатели.
Основная часть
Игрушка муравей прячется заранее.
По направлению маршрута игры расклеиваются зеленые стрелки-указатели, на дверях помещений, куда дети не будут заходить, вешаются красные круги на уровне глаз детей.
В музейной комнате располагаются изделия из березы: деготь, почки, листочки, веник, изделия из бересты, картины на коре и пр.
В музыкальном зале стоит мольберт, фломастер, на полу разноцветные листья с разных деревьев.
ХОД
Дети сидят полукругом, воспитатель обращает внимание детей на выставку книг В. Бианки, его портрет, вспоминает с детьми мультфильмы, снятые по его произведениям, просматривают фрагменты.
На экране появляется фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья», где главный муравей объявляет муравьям, что пропал из муравейника один из муравьев. Воспитатель останавливает просмотр и обращается к детям: «Ребята, в каком произведении Бианки произошла похожая ситуация?» (ответы детей).
Давайте представим, что и муравья-путешественника тоже стали искать в его муравейнике. Наша группа похожа чем-то на муравейник. Есть много людей, каждый занимается своим делом, а в целом – день проходит очень быстро и незаметно за работой. Хотите поиграть? (дети – да). Тогда начнем.
Воспитатель – наш муравейник находится под березой. Что мы знаем о ней?
Дети – береза – символ нашей Родины. Её очень любят в России. Много стихотворений, сказок, песен, загадок посвящено этому дереву.
Воспитатель – все верно. Березу любят очень давно, еще на Руси складывались о ней песни. А где мы можем увидеть и узнать о березе подробнее, о ее истории использования в быту русского народа?
Дети – в музейной комнате.
Дети переходят в музейную комнату, рассматривают изделия из бересты, березовый веник, собранные березовые почки, листочки, деготь (продаются в аптеках).
Когда не было телевизоров и радио, люди наблюдали за природой и предсказывали погоду. Наблюдая за березой, люди сложили и приметы – сможете ли вы предположить, что могли заметить люди, какие изменения у березы связывают ее с природой?
Дети – например, когда береза начинает желтеть или терять листья – рано или поздно, можно предположить какая будет осень – теплая или холодная. Так же наблюдали за изменениями весной.
Воспитатель – вы правы. Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета. Сеяли пшеницу, когда береза лист раскрывала, не будет возвратных заморозков. Используют березу и в лекарственных целях – дети рассматривают предметы из аптеки.
В посуде из березы, продукты долго оставались свежими и вкусными.
Какое осеннее явление считается самым красивым? «Листья желтые летят, наступает… Листопад». Давайте отправимся по нашим стрелкам-указателям в следующее помещение в поисках пропавшего Муравьишки.
Дети с воспитателем приходят в музыкальный зал. На полу лежат листья разного цвета, от разных деревьев – дубовые, осиновые, березовые. Воспитатель - Вот и облетели листья с деревьев, можете ли вы назвать с каких деревьев листья здесь находятся?
Дети – с березы, дуба, осины.
Воспитатель предлагает собрать листья, распределив их по виду дерева. Дети замечают самый большой лист с изображением карты-схемы на нем и записку от Муравьишки. «Помогите мне вернуться в муравейник, пройдя по карте и выполнив все задания».
Задание 1 – почему осенью с деревьев опадает листва?
Воспитатель – на мольберте изобразим веточку дерева с листьями. Из наблюдений на прогулке мы знаем, что кроме листьев на дереве можно найти молодые почки, из которых весной появятся новые листочки.
Дети – листья зеленые, потому что летом много солнца, которое помогает выработать хлорофилл. Но в листьях есть и другие вещества, только летом они не активны. Осенью хлорофилл начинает постепенно разрушаться и другие вещества становятся более заметны и окрашивают листья в другой цвет, например желтый, красный. Зимой выпадает много снега и если листья оставались бы на деревьях, то от тяжести снега ветки гнулись и ломались бы, а так основная масса снега пролетает сквозь ветви и не наносит деревьям значительного урона.
Воспитатель – вы прекрасно справились с заданием, давайте посмотрим, куда нам необходимо идти дальше?
По карте и стрелкам-указателям дети переходят в экологическую комнату.
Воспитатель – давайте вспомним, с каким насекомым Муравьишка повстречался первым? (землемер)
На столах лежат изображения превращений из гусениц в бабочек в хаотическом порядке. Дети выполняют задание «Цепочка превращений из гусеницы в бабочку.
Воспитатель – вот и следующее задание – необходимо ответить на вопрос, «Пауки это насекомые? Почему?»
Дети – пауки имеют 8 ног, относятся к паукообразным. Муравьишка встретил паука сенокосца – потому что его часто можно увидеть во время сенокоса, у него длинные ноги и маленькое тело, это позволяет быстро передвигаться даже по неровной поверхности. Пауки питаются насекомыми, яйцами насекомых, грибами. В основном обитают в темных, влажных прохладных помещениях. Многие делают паутину и ловят в нее насекомых.
В импровизированной паутине дети находят изображение жука Жужжелицы. С обратной стороны вопрос «Что вы знаете об этом насекомом?»
Воспитатель - перед тем, как выполнить это задание предлагаю немного размяться.
Мы поднимем руки к солнцу, и потянемся слегка Поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться
Раз – нагнулись,
Два - нагнулись Наклон вперед, коснуться руками носочков
Все друг другу улыбнулись Повороты в стороны, улыбнуться соседу
И попрыгали слегка Прыжки на двух ногах, на носочках
Воспитатель – итак, кто же перед нами?
Дети – жужелица. Это полезный и редкий жук, который приносит много пользы сельскому хозяйству. Жуки едят слизней, и очень чувствительны к химическим препаратам, которыми обрабатывают поля. Еще их ловят из-за красивого окраса и уничтожают слизней, что является пищей этих красивых насекомых.
Воспитатель обращает внимание на карту-схему и вместе с детьми переходят в комнату психологической разгрузки. Дети замечают водоем (ткань голубого цвета, по краям импровизированные кочки, камыш).
Воспитатель – кого встретил на водоеме Муравьишка?
Дети – клопа-водомера. Это очень интересное насекомое, под брюшком у него спрятан острый хоботок, которым он пронизывает жертву и питается ее соком. Это насекомое –хищник.
Воспитатель – обращает внимание детей на спрятанное в камышах изображение личинки майского хруща. Показывает детям и просить вспомнить, кто же перевез Муравьишку на березу?
Дети – жук – майский хрущ. Сам по себе жук безобидный, но много вреда приносит сельскому хозяйству его личинка. Она очень прожорлива и по этому губит очень много растений. Живет личинка в земле.
Воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть комнату и найти спрятанного в ней Муравьишку.
В завершении игры воспитатель предлагает посидеть у водоема, послушать звуки природы. Воспитатель спрашивает у детей, что больше всего понравилось во время игры, что было трудным, самым интересным?
Какие правила поведения в природе знают и выполняют дети? Смогут ли они рассказать о насекомых своим друзьям? Как будут вести себя на прогулке при встрече с насекомыми?