МААМ-картинки

Курсовая работа на тему «Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников»

Дарья Кулькова
Курсовая работа на тему «Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Восприятие музыки, как часть художественно-эстетического

развития дошкольников.

1.2. Музыкальное восприятие, как основной вид детской

музыкальной деятельности.

Публикация «Курсовая работа на тему „Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников“» размещена в разделах

1.3. Характеристика репертуара для музыкального восприятия.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Возрастные особенности развития музыкального восприятия

в старшем дошкольном возрасте.

2.2. Методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия

с детьми старшего дошкольного возраста в условиях

дошкольного учреждения.

2.3. Организация воспитателем восприятия слушания музыки

детьми в повседневной жизни дошкольного учреждения.

Выводы по 2 главе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ.

В музыкальной психологии есть несколько направлений, изучающие весь процесс детского музыкального восприятия. Одним из самых глубоко разработанных направлений, является поиск "зерна" восприятия, раскрывающего всю специфику восприятия самой музыки. В первом случае рассматривается сам процесс, который позволяет выстраивать образ при непосредственном восприятии музыкального явления. Во втором - специфика восприятия, при которой основой построения музыкального образа выступает жизненный опыт ребёнка.

Музыкальные произведения, одни из самых действенных средств эстетического и духовного воспитания детского эмоционального развития. Развитие музыкально-эстетического воспитания очень важна для детей всех возрастов без исключения, ведь музыкальные впечатления, полученные ребёнком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда на всю жизнь. Знакомство с музыкальными произведениями должно происходить в зависимости от возраста дошкольников по определенной созданной системе. Последовательно нужно усложнять музыкальный ряд, чтобы чувства переданные в музыкальном произведение становились разнообразнее. Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и другие ученые утверждают, что в развитие детского восприятия, самую важную роль играет музыкально-сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно проходит в процессе усвоения детьми дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания и свойства музыкального звука. В результате динамические, высотные, ритмические и тембровые свойства звуков складываются в разные средства музыкальной выразительности. А исследования Б. В. Асафьева, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта детей, в нем характеризуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний детей.

Восприятие музыкальных произведений, могут вызвать у детей радость, раздражение, лёгкость и спокойствие. Поэтому родителям необходимо внимательно подойти к выбору музыкальных произведений для домашнего слушания, так как есть произведения вызывающие позитивные эмоции, а есть совсем иначе влияющие на воспитание личности ребёнка. Эта музыка тяжёлая и агрессивная. Как и любое растение или животное, дети реагируют на тяжелый рок с полным непониманием всего происходящего. В этом случае, влияние тяжелой музыки на развитие ребенка может быть губительно, потому что при прослушивании подобных музыкальных произведений, выделяется стресс-гормон, который способен стирать информацию из детского мозга.

Требования Федерального государственного образовательного дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. [1]

Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания всех дошкольников, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. С его точки зрения, основным назначением музыкального воспитания, является это не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил самого ребёнка. А известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития в целом, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает и общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Поэтому для музыкального воспитания детей необходимо подбирать богатую музыкальную предметно-развивающую среду, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог увлеченный музыкой, знающий все музыкальные произведения, и умеющий реализовать творческий потенциал детской музыкальной среды управляя развитием творчества детей в музыкальной деятельности».[8]

Так же О. П. Радынова писала: «. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку главный центр музыкальности, который проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни. Становление музыкальной культуры личности, а через нее - художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Именно в дошкольном возрасте формируются все эталоны красоты и ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времён».[11]

Все выше сказанное послужит обстоятельством выбора темы исследования в курсовой работе.

Проблема: Какие формы организации восприятия музыки может использовать по развитию музыкального восприятия у старший дошкольников.

Объект исследования: Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников.

Предмет исследования: Формы организации музыкального восприятия старших дошкольников в повседневной жизни в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: Изучение особенностей развития музыкального восприятия у старших дошкольников.

Входе написания курсовой работы решались следующие задачи:

1. На основе анализа музыкально-педагогической литературы, раскрыть сущность восприятия музыки, как часть художественно-эстетического развития.

2. Рассмотреть музыкальное восприятие, как основной вид детской музыкальной деятельности.

3. Дать характеристику репертуара для музыкального восприятия.

4. Выявить возрастные особенности развития музыкального восприятия в дошкольном детстве.

5. Изучить методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия дошкольниками.

6. Определить роль воспитателя в процессе приобщения детей к музыкальному восприятию вне детского сада.

Метод исследования:

- теоретические: анализ педагогической и музыкальной литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта.

- эмпирические: целенаправленные наблюдения за процессом развития музыкального восприятия у детей входе педагогической практики.

Данное исследование может представлять интерес для студентов педагогических колледжей по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и воспитателей дошкольных образовательных организаций.

.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Восприятие музыки, как часть художественно-эстетического развития дошкольников.

Восприятие музыкальных произведений в дошкольном возрасте, не просто механическое отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или то, что слышит его ухо, а активный и сложный процесс. Оно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности ребёнка.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей, например, в пении, музыкально-ритмических движениях или в игре на музыкальных инструментах. Вместе с тем, музыкальное восприятие является самостоятельным видом, который организуется в процессе слушания музыки на занятиях в дошкольном образовательном учреждении. В методической литературе обычно этот вид деятельности определяется, как «слушание музыки», в ходе которого дети знакомятся с художественными музыкальными произведениями.

Восприятие музыки, это означает не только слушать и воспринимать её, а так же уметь различать её характер, следить за развитием музыкального произведения, за его сменой интонации и настроений. Огромное значение в музыкальных произведениях имеет ритм. Резкие, скачкообразные ритмы, с бесцветной мелодией,это может крайне негативно подействовать на психику ребёнка. Постепенно, с приобретением некоторого опыта и изменением возрастных особенностей, ребенок может воспринимать музыкальное произведение более осмысленно для себя, соотносить музыкальные звуки с его жизненными явлениями и определять характер музыкального произведения.

У детей старшего дошкольного возраста c обогащением их жизненного опыта, музыка рождает более разнообразные впечатления. Восприятие музыки взрослым человеком сильно отличаются от детского тем, что музыкальные произведения способны вызвать у взрослых более богатые жизненные ассоциации и чувства. Важно для развития у детей музыкального воcприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Однa из главных задач современной педагогики, научить детей видеть прекрасное, находить и создавать гармонию во всём. В ходе работы с детьми дошкольного возраста, существуют следующие задачи:

1. Развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать и сопереживать музыкальным произведениям, давать детям представление о видах музыкального искусства, а так же обогащать их словарный и интеллектуальный запас.

2. Формировать навыки творческой деятельности у детей, и развивать интерес к поиску или исследованию.

3. Формировать у детей осознанное восприятие музыкальных и художественных произведений.

Выдающийся композитор XX века Д. Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки для музыкального развития детей и ее благотворное воздействие на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее уметь слушать. Любите музыку и изучайте великое искусство музыкальных произведений. Оно откроет вам целый мир высоких незабываемых чувств, страстей, мыслей. Оно сделает духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые силы, а так же увидите жизнь в новых тонах и красках».

Актуальным направлением, является художественно-эстетическое воспитание, в него входит: воспитание эстетического отношения у детей к природе, труду, а так же и к общественной жизни. В нашей жизни познание искусства многогранно и своеобразно, оно заметно выделяется из общей системы эстетического воспитания, как особая и значимая его часть. Воспитание детей средствами музыки, представляет собой знакомство с красотой всей жизни, и может не только воспитывать ум и чувства ребенка, но и способствовать его развитию богатого воображения и фантазии.

Эстетическое развитие ребёнка, воздействует на личность целенаправленно и систематически. Дети с первого года жизни начинают слышать музыкальные произведения и в их восприятии зарождаются будущие задатки музыкального воспитания. Через восприятие музыкальных образов, дети чувствуют эмоциональные переживания такие, как чувства радости, грусти, доброты и нежности. Эстетическое отношение детей к окружающему миру, предполагает собой эмоциональный отклик на всё прекрасное, выражение добрых чувств, а так же бережное отношение ко всему живому миру. Аристотель писал, что музыка способна оказывать большое влияние на этическую сторону души детей, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания нашей будущей молодежи. Отмечая эту сторону воздействия музыкального искусства на личность ребёнка, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.

На занятиях в дошкольном учреждении, дошкольников знакомят с классическими произведениями музыки. Дети учатся узнавать и любить доступные их возрасту музыкальные произведения, но один из лучших методов развития эстетического восприятия музыки, это метод художественно-творческого процесса. Здесь ребёнок может выразить себя полноценно, во всех видах современного музыкального искусства : танце, пении и художественном творчестве. Танцевальное искусство, очень близкий детям вид деятельности, они с удовольствием берутся за воплощение того или иного образа. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно отобран. Н. А. Ветлугина пишет: «Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике: детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя все ее приемы. Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допустить примитивизма, предполагая, что детям он доступен». Приобщение детей к музыке, один из важных действий эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно может воздействовать на его чувства и на отношение к окружающим явлениям. Поэтому основная цель дошкольного образовательного учреждения, воспитывать чувства ребёнка средствами музыкального искусства, помогать тому, чтобы музыка проникла в душу ребенка, и вызывала у него ответную эмоциональную реакцию.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что эстетическое восприятие это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание, как художественно-образную действительность, так как развитие восприятия музыки, является важнейшей задачей музыкального воспитания дошкольников.

1.2. Музыкальное восприятие, как основной вид детской музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие это не только умение слушать, но и слышать музыку. Музыкальное произведение, воспринимается ребёнком с помощью языка звуков и интонаций. Слушание - один из наиболее развивающих и сложных для детей видов музыкальной деятельности. Дети учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать полностью её. В процессе слушания возникают образы и впечатления происходящие в голове самого ребёнка. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления, ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции ребенка. «Человек стал человеком, – писал В. Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных звонких колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту прекрасную музыку, умей наслаждаться красотой». Музыкальные произведения, вызывает у детей различные чувства такие, как радость, удивление и восторг.

Процесс музыкального восприятия.

Музыкальное восприятие

Свойства Стадии музыкального восприятия Психологический механизм восприятия

Целостность 1 стадия. Общее впечатление о прослушанном произведении. Эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение.

Образность 2 стадия. Углубление в само содержание музыкального произведения. Выявление его ярких и интересных его особенностей. Память

Эмоциональность 3 стадия. Повторное восприятие уже изученного произведения. Музыкальный слух

Осознанность Мышление

Музыкальное искусство, не только расширяет кругозор ребёнка, но и обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению и к творческой деятельности, доставляя эстетическое наслаждение детям. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию. Систематические упражнения в слушании музыкального произведения, очень хорошо помогают ребёнку сознательно и эмоционально воспринимать её. Прежде чем разучивать песню, дети прослушивают её и запоминают. Процесс познания и оценки музыкального произведения, полностью зависит от уровня общего и музыкального развития каждого ребёнка.

Образ возникающий у дошкольников при первом прослушивании может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети смогли почувствовали и ощутить настроение и характер музыкального произведения, а так же проявляли к ней эмоциональное отношение и понимали её музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия, дети достаточно точно и смело могут выразить характер прослушанной музыки в жестах и в мимике, а так же в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить их собственное восприятие. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин, например, от привлекательности самого музыкального произведения для детей, их общего развития и индивидуальных особенностей. Главная задача педагога здесь, помочь ребёнку найти своё конкретное отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка. Без развитого у ребёнка восприятия, исполнительская деятельность сводится к воспроизведению по образцу и не выполняет никакой развивающей функции. Детское исполнительство требует неоднократных повторений и упражнений.

Музыкa для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной, а тематика музыкальных произведений должна быть близка и понятна детям. В старших группах, так же продолжается и углубляется работа по восприятию музыкальных произведений. Восприятие детей этого возраста, становится более осознанным и управляемым, в это же время развивается произвольная память и внимание детей. Дети эмоционально реагируют на исполнение музыкальных произведений педагогом. При прослушивании музыки дети должны обязательно самостоятельно высказываться. Самые яркие и любимые музыкальные произведения, могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду, это незабываемая страница в жизни каждого ребёнка. Именно поэтому так важно, чтобы в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном мероприятии звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка. Для музыкального развития детей в основном используют два вида музыки, инструментальную и вокальную. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания, но в детском саду инструментальное сопровождение используют намного чаще. С помощью инструментальной музыки, дети познают всю суть художественного мира образов.

Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый – музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием сoдержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ». О необходимости и осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки, говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже напряженное внимание, значит и умственный труд». Дети младшего возраста воспринимают общий характер, настроение музыкального произведения. Старшие дети могут услышать смену частей, тембровые, динамические и элементарные ритмические особенности.

Итак, формирование образа происходит в процессе восприятия и всегда основывается на узнаваемости музыкальных произведений. Ребенок может узнать музыкальное произведение, которое перед этим слышал только один раз. Узнавание музыки это новый процесс, когда воспринимается не новое, а уже знакомое произведение. Главным элементом, по которому оно обычно узнаетcя, является его мелодия. Кроме неё для полноценного восприятия музыкальных произведений важны также: гармония, характерные особенности аккомпанемента и способ исполнения. Музыкальные произведения воздействует на детей, благодаря целому комплексу выразительных средств. Это темп, тембр, ритм, динамика, которые как раз и передают настроение и основной характер музыки, и вызывают ассоциации с переживаниями ребёнка. Следует отметить, что в формировании музыкальной культуры детей, восприятие музыки имеет первостепенное значение, а именно, как познавательная деятельность. Она способна обеспечить максимально широкий объём полученных знаний у детей о музыке.

Публикации по теме:

Особенности музыкального развития ребёнка раннего возрастаОсобенности музыкального развития ребёнка раннего возраста Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребёнка, обогащая его эмоциональную.

Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. (Консультация для воспитателей) Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. Число является одним из основных математических представлений. Проблема.

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Игры на развитие фонематического восприятия «Шпаргалка для родителей старших дошкольников» Уважаемые родители!Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Курсовая работа по теме «Подвижная игра и взаимодействие с родителями» Курсовая работа. По теме: Подвижная игра в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Введение Игра является одним из важнейших средств физического.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом интенсивного и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное.

Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста Вопросы психолого-физиологических особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблем дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа на тему «Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 20:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курсовая работа на тему «Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Кулькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД