Надежда Тряпкина
Особенности музыкального развития ребёнка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребёнка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребёнка и его всестороннему развитию.
Публикация «Особенности музыкального развития ребёнка раннего возраста» размещена в разделах
Интересное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, ритмический говорок, подпевание, пение, игра, пляска).
Таким образом, музыкальное воспитание способствует :
а) развитию эмоций,
б) развитию речи,
в) развитию движений,
г) обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем :
• Дать детям радость и побуждать их к активности — это одна из ведущих задач воспитания детей раннего возраста. Музыка доставляет удовольствие даже 3-4 месячному младенцу. Пение взрослого, звуки детских музыкальных игрушек вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку, гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.
• Музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Именно поэтому очень важна следующая задача музыкального воспитания - дать яркие, художественные музыкальные впечатления.
Только яркая и художественная музыка, вызывая разнообразные положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующая гармоничному развитию ребёнка.
• Третья задача музыкального воспитания указывает, в каком направлении надо развивать связанные с музыкой эмоции и проявления музыкальной активности детей раннего возраста. Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте. Интерес и любовь к музыке развивается у детей по мере того, насколько радостные переживания они испытывают от общения с музыкой. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных играх - занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания.
Чтобы привить детям интерес к музыкальной деятельности, необходимо тщательно подбирать материал для музыкальной работы и преподносить его так, чтобы он не только доставлял детям радость, но и развивал их в музыкальном отношении.
Основой музыкальных занятий являются музыка и движение.
Музыки звучит много : для слушания, для подпевания и пения, для сопровождения движений. Движения также используются на протяжении всего занятия - проводятся игры, упражнения и пляски, в которых участвуют дети, и музыкально- двигательные показы, т. е зрелища- показы, во время которых дети являются слушателями и зрителями, а взрослый приводит в движение игрушку или сам исполняет какие- либо движения сопровождая показ пением.
Требования к музыкальному материалу таковы, что она должна быть яркой, художественной и простой, а тематическое содержание песни, игры, или показа должно быть интересно детям.
Наиболее высокое качество музыкальной работы может быть обеспечено только совместно с воспитателем, систематично использующим музыкально - двигательный материал по ходу воспитательно - образовательной работы в различные режимные моменты. Например, во время самостоятельной деятельности детей воспитатель поет колыбельную, если видит, что ребёнок баюкает куклу, и предлагает ему спеть «баю - бай»; поёт детям любимую песню, усадив отдыхать во время прогулки; показывает новенькому ребёнку, как пляшет кукла, как можно ударять по бубну, напевая при этом соответствующую песню. Так воспитатель, уместно использующий музыкально - двигательный материал в повседневной работе с детьми, углубляет положительные эмоции детей и развивает у них потребность в музыкальном оформлении своей самостоятельной деятельности.
Успешное выполнение задач музыкального воспитания детей раннего возраста в большей мере зависит от того, на сколько приняты во внимание возрастные особенности нервно - психического развития ребёнка, поэтому для каждой группы раннего возраста намечаются специальные задачи музыкальной работы, учитывающие эти возрастные особенности.
В первой группе раннего возраста большое значение придаётся слушанию музыки. У ребёнка, только что поступившего в детский сад, недостаточно развито слуховое внимание. Зачастую он не имеет навыка слушания музыки, поэтому его важно заинтересовать, привлечь внимание звучанием музыки не только в вокальном исполнении, но и в исполнении различных музыкальных инструментов. Дети второго года жизни непоседливы, поэтому поначалу слушание музыки проводится в виде игры, в которой движения подготавливают детей к неподвижному слушанию. Игра эта, состоит в следующем: Муз. рук-ль показывает детям музыкальный инструмент и говорит: «музыка», затем играет спокойную мелодию 15-20 сек непрерывно. Поиграв, он накрывает инструмент тканью, после говорит: «Нет музыки. Где музыка?» подкрепляя слово «нет» жестом- разведение рук в стороны. Дети бегут к спрятанному музыкальному инструменту, и прежде, чем ребёнок сдёрнет ткань, муз. руководитель поднимает инструмент и радостно говорит: «А! Вот Музыка!» и повторяет слушание. Обычно дети после такого подвижного момента с большим интересом снова слушают музыку. Со временем дети приучаются слушать музыку сидя на стульях, расставленных полукругом, а также соблюдать определённые правила- сидеть тихо, положив руки на колени. Перед тем, как начать исполнение музыки, муз рук. подносит палец к губам, произнося таинственное «Тсс!» и дети замирают в заинтересованном ожидании.
В этой возрастной группе и слушание музыки, и другие виды музыкальной деятельности обязательно сопровождает музыкально- двигательный показ.
Поскольку дети второго года жизни уже умеют непосредственно подражать и видимому, и слышимому, музыкально - двигательный показ побуждает их к игровым действиям, пляске и подпеванию. Например, муз. рук и воспитатель исполняют вдвоём пляску «Айда», а затем приглашают детей группы, которые после показа взрослых сразу воспроизводят движение 1 части (переступание на месте, а в дальнейшем и вторую её часть - бег на месте.
Музыкально - двигательные показы очень важны и как иллюстрация к тексту песни, помогая малышам понимать её смысл. С помощью музыкально –двигательного показа взрослого дети знакомятся с повадками животных и их звуковыми характеристиками (лай, мяуканье). Большую роль играет музыкально - двигательный показ в развитии подражания слышимому, речевой и певческой активности.
Подпевание и пение является наиболее сложной формой музыкальной активности детей второго года жизни, но, тем не менее, дети способны подпевать песне с определё нными повторяющимися слогами: «Бай-бай, Ля-ля-ля».
Слайд 9
Благодаря музыкально - двигательному показу обогащаются движения детей - они пружинят, притопывают ногой, поворачивают кисти рук, выполняют упражнения с погремушками, с бубном, с платочком. Детей уже в этом возрасте можно приучить к самостоятельной остановке движения после прекращения плясовой музыки, если всякий раз подчёркнуто останавливаться, разведя руки в стороны, прекращая звучание музыку.
Дети второго года жизни участвуют в сюжетных играх, где образную роль исполняет игрушка, управляемая взрослым, а дети изображают деток, будящих мишку, или убегающих от собачки, и т. д. Здесь предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки. Наряду с музыкально - двигательным показом действия детей в играх регулируются и речью. Например, дети гуляют, а затем останавливаются и приседают на корточки, когда музыкальный руководитель поёт «Сели дети отдыхать», или пляшут, если она поёт «Стали деточки плясать» таким образом, движения детей становятся более самостоятельными.
Содержание музыкальной работы с детьми третьего года жизни значительно расширяется по сравнению с работой в предыдущей группе, причём в каждом её разделе музыкальный руководитель побуждает детей к более самостоятельным проявлениям активности, регулируя её не только показом соответствующих действий, но уже в большей мере и речью и словами песни и её мелодией.
При успешном воспитании у детей на третьем году жизни появляется эстетическое чувство – видеть прекрасное. Они начинают замечать всё красивое вокруг. С удовольствием слушают инструментальную музыку и пение, ещё и ещё просят повторить хорошо знакомую сказку, им доставляет явное удовольствие ритм и рифмы.
Если на предыдущем этапе музыкального развития слушание музыки сопровождалось только показом, то теперь детей знакомят с её программным содержанием. Так, перед началом исполнения песни муз. рук. не только сообщает детям, «про что» он сыграет, но и настраивает их на слушание, проведя с ними беседу, в которой обращает внимание детей на те стороны сюжета, которые будут охарактеризованы в её словах и музыке. Например, перед песней «Дождик» напоминает ребятам, как капает дождик, как поливает травку, а затем сообщает детям «Я спою песню про дождик». После того, как песня спета, можно предложить детям послушать мелодию той же песни, исполнив её, например, на металлофоне. Такое разнообразное исполнение песни вызывает у детей большой интерес и учит их вслушиваться в слова и мелодию песни, в музыкальные характеристики и фортепианный аккомпанемент.
Детям для слушания даются и специально написанные для фортепиано произведения, такие, как «Медведь» Ребикова, «Зайцы» Гречанинова, «Автомобиль» Раухвергера, очень ярко характеризующие знакомые детям эпизоды игр и персонажи музыкально - двигательных показов. Так как инструментальная музыка обладает богатыми средствами музыкальной выразительности, дети очень скоро начинают сразу, с первых тактов узнавать звучащую музыку и радостно сообщают об этом. Так что с детьми к концу третьего года жизни можно играть в «Угадай мелодию».
Так, как внимание детей 2-3 летнем возрасте становится более устойчивым, им уже можно давать для слушания рассказы с музыкальными иллюстрациями. Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая, или в записи, музыка.
В музыкальной работе с детьми 2 - 3 лет значение придаётся пению и подпеванию, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой : движение ребёнка всего лишь отражает общий характер музыки, а в подпевании и пении он сам исполняет песню, вслушивается в неё особенно внимательно и, преодолевая трудности исполнения, испытывает особое удовлетворение. Чтобы дети были активны в пении, необходимо, чтобы песенный материал имел доступное сюжетное содержание и простую привлекательную мелодию. Слова песни должны быть не только понятными, но и лёгкими для произношения. В песне должны быть повторяющиеся лёгкие отрезки мелодии с простыми словами, или слогами. Песен, предназначенных для подпевания и пения должно быть немного - 3-4, чтобы можно было их чаще повторять, иначе дети не запоминают слов, а это тормозит развитие умения петь. Детей, которые пока что не поют, но вместе со всеми шевелят губами, надо хвалить и поощрять. Например, пригласить не поющих детей «помочь» в пении. И если даже вызванный помощник, стоя возле музыкального руководителя, всё также беззвучно шевелит губами, нужно поблагодарить его за помощь. Результатом такого поощрения является заметное увеличение желающих петь.
Музыкально- двигательный показ по- прежднему широко используются на музыкальных занятиях. Он, к примеру, перед проведением музыкальной игры помогает уточнить, почему так или иначе должны вести себя её действующие лица. Если в предыдущей группе для музыкально- двигательного показа использовались игрушки, то в в группе 2-3 летних детей он исполняется взрослыми, или совместно с активным ребёнком.
Музыкально - двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребёнком используется также в виде вступления к общей пляске, так как дети 2-3 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому.
Дети 2-3 лет с удовольствием участвуют в ролевых сюжетных играх. Содержание движений здесь значительно богаче, в игры включается более разнообразная музыка, в которую дети не только вслушиваются, но и передают в движении её характерные особенности : ходят на носках под тихую музыку (чтобы не разбудить мишку, идут маршем под громкую.
Дети учатся правильно отражать характер музыки или характер движения какого-то действующего лица с помощью музыкально - двигательных показов взрослого, и специальных тематических упражнений, проводимых на занятиях. Например, чтобы научить детей легко прыгать на месте, нужно обратить внимание, что музыка рассказывает, как легко прыгают зайчики, и продемонстрировать правильно это движение, сопровождающую движение. Выполняя упражнения под музыку несколько раз, дети всё внимательнее вслушиваются в музыку, запоминают и через движение ярче воспринимают её особенности.
Особую роль в музыкальной работе с детьми третьего года жизни занимают пляска. Она является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. Дети уже владеют разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки.
В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, охотно участвуют в хороводном движении всей группы (с помощью взрослого) выполняют упражнения с флажками, султанчиками, платочками, кубиками, колечками, погремушками.
Они уже могут сочетать в пляске движения рук и ног, например, повороты кистей рук и бег на месте, хлопки в ладоши с одновременным притопыванием ногой.
Для того, чтобы дети не только любили разученные с ними пляски, но и умели использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске, взрослые должны их всячески поощрять - хвалить тех детей, которые выходят плясать перед другими детьми, подсказывать движения, когда это нужно. Пляску можно проводить в самых разнообразных условиях: в помещении, на свежем воздухе, на организованных музыкальных занятиях и во время индивидуального общения с ребёнком. Простые и доступные движения пляски всегда вызывают у детей радостные чувства, поэтому она является самой любимой и самой веселой частью музыкального занятия.
Я работаю с детьми раннего возраста не так давно, но наблюдая за малышами, могу сказать определенно, что для работы с ними требуются не только профессиональные знания и умения, но и личностные качества самого педагога, такие как эмоциональность и искренняя любовь к детям.
Я рада тому, что завидя меня, малыши начинают искренне улыбаться. Их глаза светятся счастьем и желанием еще и еще встретиться с музыкой. Это является самой лучшей наградой за мой труд.
Использованная литература: Т. С. Бабаджан "Музыкальное воспитание детей раннего возраста".