Папки-передвижки

Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Елена Белоусова
Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы психолого-физиологических особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблем дошкольной педагогики. Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в анатомическом физиологическом, так и на психологическом уровнях в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма.

Публикация «Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Характеристике психологических особенностей ребенка дошкольного возраста посвящены работы следующих психологов и педагогов : Л. А. Венгер, А. А. Грибовской, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. А. Маркосяна, Р. С. Немова.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов : внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

В данный период идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью, на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности : восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

«Музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка», утверждал Л. С. Выготский. Знание возрастных особенностей детей дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

В дошкольном возрасте, как пишет В. С. Мухина, ребенок, испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Наиболее распространенный вид игры - коллективные сюжетно-ролевые игры, которые воспитывают чувство коллективизма и ответственности, вырабатывают умение подчиняться установленным правилам, сдерживать свои желания, тормозить импульсивные реакции.

Старшие дошкольники проявляют немалую активность музыкально-ритмической деятельности и интерпретации музыки. «Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации». Таким образом, ребенок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

Эмоционально-практический опыт общения ребенка с музыкой, сформированный в младшем и среднем дошкольном возрасте, выступает естественной основой музыкального развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. В 5-6 лет проявляется большая активность ребенка в процессе восприятия и воспроизведения музыки голосом. Диапазон голоса расширяется и выравнивается.

Н. А. Ветлугина отмечает, о физиологии старшего дошкольника, особую роль в сохранении здоровья на музыкальных занятиях. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и, прежде всего, выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности.

Исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Таким образом, из выше сказанного следует, что дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению.

Раннее проявление музыкально-ритмических способностей полагает А. Г. Анисимова, о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Ребенок, подражая взрослому, происходит становление собственно танцевальной деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей программные движения, увеличить доступный для этого возраста объем двигательных навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в танце свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни-танцы нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного просмотра и слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий и наглядной демонстрации движений дети очень быстро начинают отвлекаться. В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник»[18]

В развитии всех видов танцевальной деятельности детей- дошкольников, писал В. А. Сухомлинский особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). необходимо научить их передавать в танцевальных движениях.

Понимая проблему развития музыкально восприятия у детей старшего дошкольного возраста, в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Компетентность воспитателя в психолого-анатомических особенностях детей старшего дошкольного возраста будет способствовать главной задаче сохранению здоровья, а значит и развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК

1. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы/Г. И. Анисимова. - М. : издательство «Академия Развития», 2008.- 96 с.

2. Арисмеди, А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание/А. Л. Арисмеди. -М. :Прогресс,2001.-325 с.

3. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : издательство «Мозаика Синтез»,2011.-176с.

4. Раевская, Е. А. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е. А. Раевская. - Москва: Просвещение, 2004.- 222 с.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам,.

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этапы развития самостоятельности. Способы.

Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида» Муромцевского муниципального.

Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Содержание Введение Закономерности и своеобразие развития 1.1 сенсорной сферы 1.2 памяти 1.3 внимания 1.4 мышления 1.5 воображения Заключение.

Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Содержание 1. Введение 2. Понятие «познавательный процесс» 3. Особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного.

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Самойлович Анна Геннадьевна.

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-7 лет, считается важным и ответственным этапом личностного формирования каждого человека. В этот период происходит.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь родителей.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители.

Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Статья: «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»Дошкольное детство - длительный период, закладывающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 18:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД