Елена Гальцева
Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-смысловые контексты
для развития познавательной и коммуникативной инициативы
в рамках реализации программы
«Миры детства: конструирование возможностей»
Авторы программы «Миры детства: конструирование возможностей» особое внимание уделяют задачам познавательного и социально-коммуникативного развития ребенка, а именно: развитие познавательной (любознательности) и коммуникативной инициативы, а также освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире). К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родо-видовые (классификационные, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения. Старший дошкольник овладевает ими как на уровне предметно-практического, так и на уровне образно-символического действия.
Публикация «Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Авторы программы считают, что все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми могут выступать, условно говоря «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:
1) Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2) Коллекционирование (классификационная работа);
3) Путешествие по карте;
4) Путешествие по «реке времени».
Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней, марок и т. п.).
«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.
Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, «работая» в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи :
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);
- коллекционирование (классификация) – освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);
- путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).
Все эти контексты эпизодически используются воспитателем в образовательном процессе с дошкольниками, но в программе «Миры детства: конструирование возможностей» им придается значение систематизирующего фактора в организации содержания занятий.
В рамках этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром. Это темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.
Темы, связанные с неживой природой и частично с рукотворным миром (инструменты, приборы и пр., наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (где ребенок может сам активно поэкспериментировать).
Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно задавать в контексте «коллекционирование».
Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и т. д.) наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте», а темы, связанные с историческим временем (прошлое-настоящее-будущее) – через контекст «путешествие по «реке времени».
Путешествие по карте и по «реке времени» не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия, а также создать целостные образы исторических эпох через «метки»-символы материальной цивилизации.
Таким образом, круг тематических содержаний планируется исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.
Используемая литература
1. Короткова Н. А. Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками//Ребенок в детском саду 2002 № 5.
2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду 2003 № 3.