Папки-передвижки

Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы

Елена Гальцева
Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

Культурно-смысловые контексты

для развития познавательной и коммуникативной инициативы

в рамках реализации программы

«Миры детства: конструирование возможностей»

Авторы программы «Миры детства: конструирование возможностей» особое внимание уделяют задачам познавательного и социально-коммуникативного развития ребенка, а именно: развитие познавательной (любознательности) и коммуникативной инициативы, а также освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире). К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родо-видовые (классификационные, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения. Старший дошкольник овладевает ими как на уровне предметно-практического, так и на уровне образно-символического действия.

Публикация «Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы» размещена в разделах

При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Авторы программы считают, что все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.

Такими культурно-смысловыми могут выступать, условно говоря «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:

1) Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2) Коллекционирование (классификационная работа);

3) Путешествие по карте;

4) Путешествие по «реке времени».

Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней, марок и т. п.).

«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.

Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, «работая» в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи :

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

- коллекционирование (классификация) – освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

- путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).

Все эти контексты эпизодически используются воспитателем в образовательном процессе с дошкольниками, но в программе «Миры детства: конструирование возможностей» им придается значение систематизирующего фактора в организации содержания занятий.

В рамках этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром. Это темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.

Темы, связанные с неживой природой и частично с рукотворным миром (инструменты, приборы и пр., наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (где ребенок может сам активно поэкспериментировать).

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно задавать в контексте «коллекционирование».

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и т. д.) наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте», а темы, связанные с историческим временем (прошлое-настоящее-будущее) – через контекст «путешествие по «реке времени».

Путешествие по карте и по «реке времени» не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия, а также создать целостные образы исторических эпох через «метки»-символы материальной цивилизации.

Таким образом, круг тематических содержаний планируется исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

Используемая литература

1. Короткова Н. А. Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками//Ребенок в детском саду 2002 № 5.

2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду 2003 № 3.

Публикации по теме:

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании,.

Детский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельностиДетский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельности Боева Светлана Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад №1", о. Муром Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности является.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы»Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Игровая.

Календарь интересных событий, как форма планирования образовательной деятельности для развития детской инициативы и самостоя Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования.

Коррекционно-развивающее занятие для развития коммуникативной сферы «Сочиним сказку»Коррекционно-развивающее занятие для развития коммуникативной сферы «Сочиним сказку» Цель: совершенствование речевых навыков и умений. Задачи: Возраст 4-7 лет Задачи приоритетной образовательной области: • «Речевое развитие»:.

Музыкально-ритмические игры для развития творческих способностей и инициативы детей На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но.

Развитие познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами активных методов ОД в подготовительной группе "Соль друг - соль враг" Задачи 1. Стимулировать детей к формулированию собственных выводов; 2. Развивать речевую.

Презентация «Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах» Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы
Опубликовано: 30 января 2019 в 11:48
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гальцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД