Получи документы

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте

Матлыгина Надежда Евгеньевна
Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте

Составила: Матлыгина Н. Е.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Публикация «Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности. Я предоставляю ребенку свободу выбора и самостоятельности.

Эффективно использую «мастер-класс» как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной.

При создании и реализации «мастер-класса» происходит интеграция всех областей:

• Социально-коммуникативное развитие.

• Познавательное развитие.

• Речевое развитие.

• Художественно-эстетическое развитие.

• Физическое развитие.

В ходе работы были сформированы правила организации мастер-класса.

Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.

• Тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе.

• Педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления и его содержание.

• Участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется.

• Оптимальное количество мастер классов – два.

Взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».

Совместно с детьми обсудили и сформулировали правила для детей участвующих в «мастер-классе» :

• Выступая говорим громко, внятно, не торопясь.

• Слушаем внимательно, не перебивая «мастера».

• Вопросы задаем после того, как «мастер» закончил объяснение и показ.

• Вопросы задаем вежливо

• Не стесняемся задавать вопросы

• Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.

• Благодарим Мастера за представленный опыт.

Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.

С чего мы начинали?

Садились с детьми в круг так, чтобы они видели лица друг друга. Объявляли детям о том, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование, как это делают взрослые учёные. Выбирали пару активных детей – помощников.

1 этап – выбор темы.

Начинаем свою работу со знакомства детей с методикой поиска.

Перед детьми раскладываются карточки с изображениями – темами мастер – класса. Включаем всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

Помощники определяют тему, которая наиболее заинтересовала детей.

Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность - рисование – «Птицы на нашем участке», ручной труд – «Кормушка для птиц»; оригами - «Заяц»; физическое развитие – «Русская народная игра. Карточку с изображением темы прикрепляем на доску, остальные убираем.

2 этап – обсуждение содержания «мастер-класса».

Шаг второй – составление плана.

Беседа по наводящим вопросам:

- Как вы думаете, с чего начинают своё исследование учёные? (с составления плана исследования)

- Где можно узнать, что то интересное про….? (дети обычно называют

основные методы: в книге, по телевизору, спросить у другого, понаблюдать, найти в интернете)

Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». Я индивидуально обговариваю с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации и ее отбор.

3 этап – презентация темы «мастер-класса».

Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После чего дети-участники принимают решение к какому «мастеру» они пойдут. А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно. В нашей группе было организованно одновременно два мастер класса.

4 этап – представление опыта «мастером».

После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (рисунок, поделка, аппликация, рассказ и т. д.).

5 этап – практический.

После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.

В конце мастер-класса дети с удовольствием презентуют свои работы другим ребятам и взрослыми. Зачастую разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей.

Ценность детских «мастер-классов».

Для детей, дающих мастер – класс :

• Приобретение опыта публичных выступлений.

• Формирование коммуникативных навыков.

• Возможность почувствовать себя успешным.

Развитие самостоятельности, ответственности.

Развитие инициативы.

Для детей, участвующих в мастер – классе :

• Овладение новыми способами действий.

• Приобретение опыта коллективной деятельности.

• Формирование регулирования поведением, подчинение правилам.

• Стимул к деятельности, поиска новых способов действий.

Для педагога:

Способ поддержки детских инициатив.

• Возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей.

• Выявить способности детей.

• Выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

• Возможность увидеть своего ребенка в новом свете испытать гордость за него.

• Увидеть зону ближайшего развития своего ребенка.

Способ принять участия в реализации образовательной программы.

Таким образом, детский мастер-класс в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.

Публикации по теме:

Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять.

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании,.

Детский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельностиДетский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельности Боева Светлана Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад №1", о. Муром Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности является.

Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте» Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Логоритмические.

Проект на тему «Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности» Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А.

Проектный метод как условие развития сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте Проектный метод, как условие развития сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте Условия развития сюжетно-ролевой игры Основное.

Рекомендации для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в младшем дошкольном возрасте» В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги и родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Технология «дети — волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Хрусталик» Выступление на VI зональных педагогических чтениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 27 января 2019 в 18:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Матлыгина Надежда Евгеньевна (УИ 1335591) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД