Матлыгина Надежда Евгеньевна
Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
Составила: Матлыгина Н. Е.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Публикация «Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».
Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности. Я предоставляю ребенку свободу выбора и самостоятельности.
Эффективно использую «мастер-класс» как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной.
При создании и реализации «мастер-класса» происходит интеграция всех областей:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
В ходе работы были сформированы правила организации мастер-класса.
• Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
• Тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе.
• Педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления и его содержание.
• Участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется.
• Оптимальное количество мастер классов – два.
Взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».
Совместно с детьми обсудили и сформулировали правила для детей участвующих в «мастер-классе» :
• Выступая говорим громко, внятно, не торопясь.
• Слушаем внимательно, не перебивая «мастера».
• Вопросы задаем после того, как «мастер» закончил объяснение и показ.
• Вопросы задаем вежливо
• Не стесняемся задавать вопросы
• Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
• Благодарим Мастера за представленный опыт.
Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.
С чего мы начинали?
Садились с детьми в круг так, чтобы они видели лица друг друга. Объявляли детям о том, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование, как это делают взрослые учёные. Выбирали пару активных детей – помощников.
1 этап – выбор темы.
Начинаем свою работу со знакомства детей с методикой поиска.
Перед детьми раскладываются карточки с изображениями – темами мастер – класса. Включаем всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.
Помощники определяют тему, которая наиболее заинтересовала детей.
Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность - рисование – «Птицы на нашем участке», ручной труд – «Кормушка для птиц»; оригами - «Заяц»; физическое развитие – «Русская народная игра. Карточку с изображением темы прикрепляем на доску, остальные убираем.
2 этап – обсуждение содержания «мастер-класса».
Шаг второй – составление плана.
Беседа по наводящим вопросам:
- Как вы думаете, с чего начинают своё исследование учёные? (с составления плана исследования)
- Где можно узнать, что то интересное про….? (дети обычно называют
основные методы: в книге, по телевизору, спросить у другого, понаблюдать, найти в интернете)
Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». Я индивидуально обговариваю с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации и ее отбор.
3 этап – презентация темы «мастер-класса».
Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После чего дети-участники принимают решение к какому «мастеру» они пойдут. А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно. В нашей группе было организованно одновременно два мастер класса.
4 этап – представление опыта «мастером».
После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (рисунок, поделка, аппликация, рассказ и т. д.).
5 этап – практический.
После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.
В конце мастер-класса дети с удовольствием презентуют свои работы другим ребятам и взрослыми. Зачастую разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей.
Ценность детских «мастер-классов».
Для детей, дающих мастер – класс :
• Приобретение опыта публичных выступлений.
• Формирование коммуникативных навыков.
• Возможность почувствовать себя успешным.
• Развитие самостоятельности, ответственности.
• Развитие инициативы.
Для детей, участвующих в мастер – классе :
• Овладение новыми способами действий.
• Приобретение опыта коллективной деятельности.
• Формирование регулирования поведением, подчинение правилам.
• Стимул к деятельности, поиска новых способов действий.
Для педагога:
• Способ поддержки детских инициатив.
• Возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей.
• Выявить способности детей.
• Выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
• Возможность увидеть своего ребенка в новом свете испытать гордость за него.
• Увидеть зону ближайшего развития своего ребенка.
• Способ принять участия в реализации образовательной программы.
Таким образом, детский мастер-класс в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.