Медарисова Светлана
Культурная практика «Мы поссоримся и помиримся»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика.
Ситуация общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта старших дошкольников 5-7 "Мы поссоримся и помиримся"
Цель: Создавать условия для позитивной социализации старших дошкольников.
Программное содержание:
-содействовать отношению детей, построенных на способности решать проблемы;
-повышать способность детей к взаимному уважению и признанию;
-развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты;
Публикация «Культурная практика „Мы поссоримся и помиримся“» размещена в разделах
-поддерживать стремление детей к проявлению терпеливости к недостаткам других;
-проявлять умение считаться с интересами других;
-развивать готовность идти навстречу друг другу;
-формировать навык речевого этикета;
-способствовать выражению своего мнения публично.
Оборудование: карточки “вежливых слов”, пустые карточки, цветные карандаши, стикеры животных, сердечек, цветочков, «коврики» (кусочки цветной ткани, запись песен «дружба крепкая», «Вместе весело шагать», полоски бумаги с нумерацией, конверт для символов, магнитная доска, рисунки солнышка, облачка, звездочки, цветные магнитики.
Содержание деятельности:
Этапы Содержание Время проведения
Процесс вовлечения Дети рассаживаются на стулья полукругом психолог начинает тренинг с приветствия «Здравствуйте ребята я рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга?» скажите об этом, дети по кругу приветствуют друг друга.
Сегодня я зашла в одну группу и увидела двух девочек Дашу и Машу которые хотели взять куклу поиграть, но она — одна, а их — двое.
Девочки начали спорить, отнимать друг у друга эту игрушку в итоге обе девочки заплакали не решив проблему.
Потом когда все дети пошли на прогулку эти девочки начали играть в мяч, мяч покатился в лужу. Даша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Маша начала громко смеяться, а Даша горько заплакала.
-Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)
- С кем из ребят вы спорите чаще других?
-Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей) 3 мин.
Процесс целеполагания -Хотите ли вы ребята помочь этим девочкам?
Решают, как помочь девочкам:
-какие необходимо сказать слова;
-чем заинтересовать их;
-что доброго сделать для них.
-Ребята, в этой группе, где девочки поссорились есть коврики, дети ими пользуются, как вы думаете, для каких целей дети их используют? (коврик нужен, чтобы помириться, разрешить проблему). -Если бы у вас были бы такие коврики, то для какой цели они вам понадобились бы, где бы вы их применили? (в процессе неразрешенной проблемы)
-А можно ли их использовать в процессе ссоры между детьми, как вы бы хотели ими пользоваться в этих случаях? (сесть на коврик и договориться).
- А вы хотите, чтобы у вас были тоже коврики?
-А как сделать так, чтобы сейчас у вас появились такие коврики не выходя из группы? (поискать и найти в группе). 2 мин.
Процесс проектирования и планирования. -А если вы найдете коврики, хотели ли бы вы их изменить, как? (украсить наклейками)
- Все ли дети хотят украшать их?
- А как вы поступите, если не все дети захотят украшать коврики?
- Как вы поступите с теми, кто хочет украсить коврик? (объединиться в одну группу)
-А как можно сделать так, чтобы дети, которые не смогут сами разрешить трудную ситуацию, не смогут договориться самостоятельно решить сложившуюся проблему без вашей помощи? Что вы можете предложить в этом случае, чем поможете? (нарисовать символы, значки, которые будут подсказывать детям, как поступить в данной ситуации и дети смогут самостоятельно выбрать нужный символ, который удовлетворил бы обе стороны).
-Какие символы вы бы хотели нарисовать расскажите, что они будут обозначать.
-А где вы бы хотели хранить эти символы, чтобы они не потерялись и были у вас всегда на виду при необходимости разрешения сложной ситуации (в конвертике).
-А какое еще волшебство помогает детям и взрослым для того, чтобы помириться? (Вежливые слова).
Какие слова, назовите, а хотите, чтобы они тоже были вам в помощь?
-Можно мне написать эти слова на карточках?
-А как вы желаете назвать ваши коврики (ребята предлагают свои варианты, а можно я тоже предложу свой вариант, хотите послушать? («Коврик мира»). 5 мин.
Процесс осуществления деятельности. Ребята хотите поискать коврики (в группе разложены 7 лоскутков ткани, дети под музыку «Вместе весело шагать»
находят лоскутки ткани, рассматривают их.)
-Как вы думаете, вас много, а ковриков мало, как сделать так, чтобы всем хватило ковриков? (Разбиться по подгруппам, кому какой цвет нравится).
-Ребята, а нравятся ли вам эти коврики, или вы хотите их изменить, как?
Те дети, которые хотят украшать коврик можете поискать чем бы вы украсили его (на столе стоят коробочки с липучками животных, сердечек, бабочек.)
А те дети, которые не хотят украшать коврики, хотите ли вы рисовать символы? На столе лежат карточки, вы можете выбрать по желанию карандаши или фломастеры, восковые мелки и приступить к работе, кто хочет, тот может работать самостоятельно, а кто захочет работать в паре можете сами распределиться, решайте сами.
Дети рисуют символы, украшают коврики.
-После окончания деятельности дети рассматривают коврики украшенные и символы, определяют, что каждый символ обозначает.
Подойдет ли вам этот конверт, удобный будет для ваших символов? (Показывает конверт с кармашками). Если он вас устраивает, можете положить туда свои символы в любой кармашек как вам угодно.
-Психолог показывает детям карточки с вежливыми словами, которые дети диктовали, и предлагает детям разместить их в конвертик.
-Ребята ведь не все дети могут читать, как поступить в этой ситуации? (попросить того, кто умеет читать, взрослого).
-Ребята у нас коврики готовы.
Желаете ли вы проиграть эту сценку, которая произошла с девочками, посмотрим, что из этого получится. Мальчики, а вы желаете проиграть ситуацию, что измените в ней (двое мальчиков не могут поделить машинку.
(14 детей размещаются на ковриках и обыгрывают ситуации (девочки и мальчики выбирают себе любую игрушку по желанию, которая ставится в центре коврика.)
-Представьте себе, что двое детей хотят взять игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое.
Никто из детей пока не имеет права взять игрушку просто так.
Если дети не могут решить эту ситуацию мирным путём, то пользуются подсказкой –символами, карточками из конверта.
А кто хочет проиграть следующую сценку, которая произошла с девочками, что с ними случилось? (Даша уронила мяч в лужу, потянулась, чтобы достать, но упала в неё, а Маша начала смеяться.)
-Разыгрывается сценка, выходит девочка Даша и плачет).
- Послушайте, ребята, стихотворение “Слезы” (Р. Сефа “Слезы”)
Ты можешь плакать, двадцать дней, и двадцать пять ночей
Пока из горьких слез твоих не побежит ручей …
Ты можешь плакать много лет, пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед, и не помогут горю.
А если это ясно, то не реви, напрасно.
Психолог: Можно ли помочь слезами горю? (Ответы детей)
- Отчего вы чаще всего плачете? (Ответы детей)
- Можете ли вы не плакать совсем? Почему? (Ответы детей)
- А стоит ли вам отказать себе в таком удовольствии? (Ответы детей)
- Что нужно было сделать Даше, чтобы расхотелось плакать? (Ответы детей)
-Как бы вы поступили на месте Маши?
-Какую боль ощутила Даша физическую или душевную? (Душевную)
-А как бы вы поступили на ее месте? (Ответы детей)
-А можете ли вы воспользоваться вашим конвертом в этом случае, как (если забыли вежливые слова, то можно их прочитать или попросить взрослого, чтобы прочитал и девочки помирились).
-Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом и помогут вам волшебные слова (дети говорят друг другу волшебные слова, при необходимости, достают из конверта и взрослый зачитывает по желанию детей).
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? (ответы детей)
А как еще можно успокоить ребёнка, который плачет (обнять, пожалеть.)
-Хотите таким образом успокоить друг друга, помириться (дети обнимаются). 20 мин.
Процесс рефлексии На магнитной доске расположены картинки: солнышко (радость, облачко (разочарование, звёздочка (на высоте).
-Ребята если вы желаете, то можете расположить свой цветной магнитик на тот рисунок, по которому вы можете определить своё состояние.
Дети располагают цветные магнитики и объясняют, почему поставили себя именно на эту картинку.
Психолог спрашивает у детей, которые поставили магнитик на солнышко.
-Как ты считаешь, ты сегодня кого- то порадовал, протянул руку помощи, разрешил спорную ситуацию, но не сразу смог уступить, иногда обижал детей, спорил. С чем это было связано, почему ты так поступил. Хотел бы ты изменить свое мнение, поведение, как расскажи.
Психолог спрашивает у детей, которые поставили магнитик на звёздочку.
-Ты сегодня был был на высоте, что хорошего или доброго ты сделал, что именно, тебя это порадовало, что ты при этом чувствовал, как ты думаешь, а как чувствовал твой товарищ общаясь с тобой.
Психолог спрашивает у детей, которые поставили свой магнитик на на тучку.
-Почему ты был огорчён, что случилось, почему так получилось, огорчил ли ты кого-то, как ты думаешь, что он чувствует твой товарищ, хотел бы ты изменить свое состояние, своё отношение к кому то из детей, почему, что бы ты сделал?
-Психолог спрашивает у детей, что вас заинтересовало, где бы вы могли бы себя проявить в какой деятельности, почему?
-Интересно ли вам было общаться на коврике, смог ли вы сами разрешить мирным путем создавшуюся проблему, как расскажите.
-Хочется ли вам изменить свое состояние переместиться на другую картинку если да, то почему вы так решили, а если нет, то почему, что вас расстроило?
-Что-нибудь удивило вас сегодня?
- Скажите, а какие качества вы сегодня проявили, кого бы вы отметили из детей, почему, легко ли общаться с такими детьми, почему? 4мин
Перспектива результатов детской деятельности -Если вы будете затрудняться в разрешении сложной ситуации, будете ли вы пользоваться подсказками- символами детей, поможет ли вам это, почему?
-Будете ли вы хранить коврики, зачем, понадобятся они вам в дальнейшем, в каких случаях?
-Хотите ли вы ещё добавить символы, какие, зачем?
-Что еще можно использовать в будущем в процессе ссоры, конфликтов между детьми?
- Спасибо ребята за ваши красивые коврики, символы, которые вы нарисовали, вы доставили удовольствие не только себе, но и своим товарищам.
Звучит музыка.
А хотите закончить наше общение песней? Поют песню «Дружба крепкая»
До свидания. 1 мин.