Получи документы

Практика волонтерства в детском саду

Алина Прокопьева
Практика волонтерства в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Прокопьева Алина Валериевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР-детский сад178» г. Чебоксары

Аннотация. Статья представляет собой опыт работы дошкольного учреждения по реализации технологии Н. П. Гришаевой «Дети-волонтеры» через проект «Маленькие волонтеры».

Ключевые слова: волонтеры, волонтерство, этапы реализации, формы работы, сотрудничество.

Публикация «Практика волонтерства в детском саду» размещена в разделах

Одним из важнейших направлений развития и образования детей в современном детском саду является социально-коммуникативное развитие, которое направлено согласно ФГОС ДО на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Для выполнения данных задач актуальна технология Н. П. Гришаевой «Дети-волонтеры». Технология эффективной социализации – волонтерство, поддерживает самостоятельность и инициативу ребенка. Новизна в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада и в 2018 году, в Год добровольца и волонтера.

В рамках проекта «Маленькие волонтеры» в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 178» г. Чебоксары активно реализуется технология Н. П. Гришаевой «Дети-волонтеры».

Актуальностью проекта является то, что большинство дошкольников живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Современные родители достаточно много времени находятся на работе и для общения с детьми у них его, практически, нет; идет разрыв поколений; в семьях, в основном, по одному ребенку и другие причины отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая малышам, дети - волонтеры чувствуют себя взрослыми, у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Целью проекта «Маленькие волонтёры» в старшей группе «Солнышко» является внедрение волонтерской практики, направленной на воспитание духовно-нравственной личности, стремящейся к активной жизненной позиции.

Задачи проекта следующие:

- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

- Развитие самостоятельности и ответственности;

- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя (из технологии Н. П. Гришаевой);

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС ДО, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;

- Усовершенствование коммуникативных навыков детей;

- Развивать способность сохранения и преумножения значения семейных ценностей.

Организация практики волонтерства в нашей группе осуществляется постепенно. Начальный этап формально можно назвать как подготовительный. Задача этого этапа – изучение материала о детском волонтерстве, анализ организации культурной практики в ДОУ.

Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста «Дети – волонтеры» мы прослушали авторский вебинар Н. П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе», провели консультации и практические семинары. Также была организована творческая группа участников детского волонтерства (дети, воспитатели, специалисты, родители воспитанников) и составлен план организации культурной практики. Вначале обсудили вопросы курирования практики, время в режиме дня, который более удобен для посещения старших и младших дошкольников, организация начала работы, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план работы будущей команды, определили ответственность каждого участника в организации данной культурной практики.

Старт детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Педагоги проводили беседы «Кто такие волонтеры?», «Как стать волонтерами для малышей», читали рассказы о добрых делах, смотрели презентации, видеоролики о работе детского волонтерства. Выяснили, чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Участники выбрали капитана, девиз и символ команды. Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, т. к. не имея знаний, ребенок не может сразу взять и пойти учить других. Был разработан план работы с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций. Дети- волонтеры сами разработали правила команды:

-Приходя в группу, поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Следующий этап - практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.

Первая акция проходила под названием «Первая встреча», где дети старшей группы впервые пришли к малышам для знакомства. Они рассказали о себе, вручили им подарки. В «День добрых дел» ребята помогли собирать

игрушки. Еженедельно 2-3 ребенка участвуют на утренней гимнастике малышей, в практике прививают правильное мытье рук и другие навыки гигиены. Также провели акцию «Неделя добрых книг». Воспитанники передали малышам книги, из которых они «выросли», рассказали, как обращаться с книгами и совместно их рассмотрели, вспомнили знакомые сказки.

У нас в группе хорошо организована театрализованная деятельность. В рамках тематической недели «Сказка в гости к нам пришла» дети- волонтеры показали малышам второй младшей группы театр «Колобок». А для детей билингвальной группы волонтеры подготовили сказку «Репка» на чувашском языке.

Во время прогулки ребята регулярно приходят играть с малышами, делятся своим опытом организации подвижных игр. Волонтеры стали регулярно посещать малышей, где помогают им раздеваться, одеваться, играют с ними, рисуют, разучивают стихотворения. Мы не пропускаем и социальные акции, проходящие в детском саду. Также организовываем и свои. Например, на День улыбок мы сделали своими руками веселых смайликов и подарили их прохожим и нашим «подшефным» малышам.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Маленькие волонтеры делятся своими достижениями и планируют на что обратить внимание в следующий раз.

Нельзя забыть и о сотрудничестве родителей. Нашу идею они поддержали сразу. Помогают нам в реализации проекта, готовят атрибуты, материал для мероприятий.

В ходе реализации данного проекта отмечаются следующие положительные эффекты:

- Волонтерство помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно-речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию: считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым, они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повышают свою педагогическую компетентность.

Для детей младшего дошкольного возраста также отмечен положительный эффект: дети с радостью идут на контакт со старшими детьми, ждут их прихода, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Общение с детьми-волонтерами способствовало обогащению речи детей, активизации словаря.

Несмотря на небольшой опыт участия в волонтерском движении, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами принимают в нем посильное участие. Надеюсь, что практика волонтерства оставит отпечаток в сознании детей и сформирует желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя наш небольшой опыт образовательной практики - волонтерское движение, необходимо отметить, что в дальнейшем мы планируем продолжить работу над внедрением другой технологии Н. П. Гришаевой «Социальные акции». Считаем, что главный ресурс технологии - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Л. Н. Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

Список литературы:

1. Гришаева Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».

2. Деркунская В. А. «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду», 240с, Центр педагогического образования.

3. Интернетресурс modernizatsiya_obrazovaniya_trebuet_rabotat_ne_tolko_v_rezhime_funktsi

4. https://pandia.ru/text/80/302/76849.php

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к.

Диагностики в детском саду Диагностическая карта По дорожному движению в старшей группе Добрый папа Карло сделав Буратино отправил его в школу. Буратино весело зашагал.

Дэнстерапия в детском саду Развивая творческие способности детей, мы открываем для них новый мир. Мы открываем для них Самих Себя. Современные технологии работы с.

Керлинг в детском садуКерлинг в детском саду «Керлинг в детском саду» На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого.

Коллекционирование в детском садуКоллекционирование в детском саду Коллекционирование в детском саду. Венера АлееваКоллекционированием в детском саду я занимаюсь не первый год. Дети и родители всегда с интересом.

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду» Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,.

Лего-конструирование в детском саду Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа Лего. Выполнила: Плетнева С. В. 1. слайд. Титульный лист.

Летняя педагогическая практика. План работы отряда в детском оздоровительном лагере • Наш отряд: Добби, 1 отряд, 7-11 лет. • Наш девиз: Пройдут недели и года, в Хогвартс мы хотим всегда. • Наша эмблема: Когтерван. • Наша.

Фотоотчет «Масленица в детском саду»Фотоотчет «Масленица в детском саду» Как мы проводим праздник «Масленица» в нашем детском саду Кузьмина Ирина Васильевна Как мы проводим праздник «Масленица» в нашем детском.

Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду (младший возраст) Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду Младший дошкольный возраст (вторая младшая группа).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практика волонтерства в детском саду
Опубликовано: 23 марта 2019 в 20:04
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практика волонтерства в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Алина Прокопьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД