Получи документы

Занятие для подготовительной группы «Культура и традиции мордовского народа»

Татьяна Ефремова
Занятие для подготовительной группы «Культура и традиции мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие для подготовительной группы

«Культура и традиции мордовского народа»

Задачи:

- воспитывать любовь к своей Родине,

- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,

Публикация «Занятие для подготовительной группы „Культура и традиции мордовского народа“» размещена в разделах

- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору.

- обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, марийский, чувашский, татарский, башкирский,

Пособия и материалы: интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; тесто на блины; цветные мелки.

Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок Куйгорожа) .

Работа с родителями: подготовка к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.

Ход занятия

Дети входят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель:

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

С. Васильев

Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?

Дети (примерные ответы) :

- Наша стана называется Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?

Дети:

- В России живут много людей разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы…

- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.

Воспитатель: Совершенно верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».

Ребенок читает стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор :

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. Степанов

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!

Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в рабочем поселке Луховка. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Дети. Рабочий поселок Луховка

Воспитатель. Где находится наш поселок?

Дети. В Октябрьском районе, республики Мордовия.

Воспитатель. В междуречье Суры и Мокши расположилась Мордовия, жителей Мордовии называют – мордва. Здесь живут два народа эрзя и мокша. Я предлагаю вам поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. Ну что, ребята, интересно вам? Тогда я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской избе.

Дети проходят в музей национальной культуры, где их встречает хозяйка (мама одного из ребенка) и приветствует всех на мордовском языке. Воспитатель переводит приветствие и приглашает всех за стол.

Воспитатель. Хозяйка, мы пришли к вам в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.

Хозяйка. С удовольствием расскажу.

Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа :

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы : мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка ( перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде; яйца ал (м., э.) . Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.) ; из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.) ; любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.) ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.) .

Хотите я вас тоже научу?»

Вместе с детьми замешивает тесто для национальных блинов – «пачалксеть», уносит на кухню поварам.

- А пока наши блины пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.

Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.

Хозяйка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, не минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте отдохнем и посмотрим про него мультфильм.

Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия» мокшанскую сказку «Куйгорож». После просмотра сказки воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов. Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.

Хозяйка. Ой, а угощение-то уже готово! (приносит угощение, раздает детям. Дети повторяют название – «пачалксеть», благодарят) .

Воспитатель. Ребята давайте от души благодарим хозяйку за интересный рассказ и угощение!

Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

Ребенок:

Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колоситься.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Стариков А.

Воспитатель:

Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слез или с искоркой смеха,

Родина – это закат над полями,

Сопок высоких далекое эхо.

Родина! Слова не знаю чудесней,

В ней наши сказки и славные были,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

В заключении Хозяюшка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт и традиции казахского народа» Технологиялы карта Ортаншы топта оу іс- рекеті йымдастыру Технологическая карта №.

Беседа-развлечение «Традиции русского народа» БЕСЕДА- РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ТРАДИЦИИ НАРОДА» Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения.

Конспект открытого занятия по знакомству с с культурой и традициями мордовского народа «День рождения Алдуни» Цель: познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране. Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её.

Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа» Интеграция образовательных областей:Художественно-эстетическое развитие: закрепление результатов восприятия музыки, формирование интереса.

План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа»План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа» В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России" мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа, как.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа» Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Понедельник) Тема: «Культура и традиции русского народа». Утро. Утренняя гимнастика.

Проект на тему «Культура и традиции русского народа» (видеоотчет) АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, его традиций не только.

Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях г. о. Саранск В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. А самая большая опасность, подстерегающая наше.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой Устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой Большое значение в процессе формирования экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие для подготовительной группы «Культура и традиции мордовского народа»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 21:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие для подготовительной группы «Культура и традиции мордовского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ефремова (УИ 304482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД