Александра Трунова
Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Синицкая С. А., воспитатель,
Трунова А. С., учитель-логопед
МБДОУ детский сад №185
г. Иркутск
Аннотация. В статье будет дан обзор актуальности развития мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности, а так же широкого использования ручного труда, его значимости для развития речи и творческих способностей; раскрыта организация образовательного процесса, отвечающая возрастным и индивидуальным способностям детей.
Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: моторика, развитие речи, художественно-творческая деятельность.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает у многих воспитанников увеличение отклонений в развитии движений пальцев рук, и, все больше наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность.
Следствие слабого развития ручной умелости – проблемы с речевым развитием. Особенно недостаточность развития моторики свойственна детям с общим недоразвитием речи.
Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, а неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Многие ученые и педагоги подчеркивают важность развития мелкой моторики в процессе формирования речи детей. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления. Физиолог М. М. Кольцова проводила исследования, которые подтвердили, что «связь функции кисти руки и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук можно рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и, особенно в случаях, когда развитие речи нарушено.
Часто обследование детей с диагнозом ОНР показывает, что развитие ручной умелости у них очень отстает от возрастной нормы.
Формирование двигательного навыка включает целый комплекс мер направленный на его развитие. Очень важно правильно выстроить коррекционную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, решая следующие задачи: развивать кинетические и кинестетические ощущения, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук, развивать силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений, развивать координацию движений пальцев через занятия художественным трудом.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности :
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства применяются артикуляционные упражнения и лицевая моторика, в работу по развитию которых включается артикуляционная гимнастика, логопедический самомассаж, игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия, мимические упражнения.
Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки, которая представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Особое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественно-творческая деятельность. Нельзя переоценить воздействие ручного труда на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. При работе в различных видах техник нагружаются даже самые мелкие кистевые и пальцевые мышцы, благодаря чему происходит очень интенсивное воздействие на речевой центр в головном мозге. В чем же уникальность данного вида деятельности?
Во-первых, художественный труд – это продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий). Во-вторых, художественный труд – это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия – вырезает ножницами, делает надрезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает дырочки с помощью трубочки или палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» – становится умной и многоопытной. В-третьих, художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов – бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое тесто, глину, листья и плоды. Он учится видоизменять и преобразовывать, причем делает это осмысленно. Деятельность обретает мотив и цель, становится управляемой.
Лепка, тестопластика - самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка : повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; формируют умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.
Работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки оригами.
Работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка карандашей и др. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, выкладывают, рисуют разными материалами, изготавливают разные поделки.
Работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички.
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики и художественно-творческой деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет: регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей, совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью, облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
Список литературы:
1. Соболева В. А. Художественный ручной труд в ДОУ [Текст] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 69-71.
2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» [Текст] / Н. В. Нищева - Спб. : «Детство - пресс», 2005 г.
3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова - М. Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144с.
4. Иванова Е. Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи [Электроный документ]. - Режим доступа: https://www.referat-sochinenie.ru/list/pedagogika/osnovnye_napravleniya
_raboty_po_razvitiyu_melkoi_motoriki_ruk_u_detei_s_obshim_nedorazvitiem_rechi.html
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] / М. М. Кольцова– М. 1973.