Лидия Ильиных
Кукловедение для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
КУКЛОВЕДЕНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
«Кукла, я тебя знаю!»
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Первая младшая группа
Содержание работы: знакомство с театром пальчиковых кукол.
Задача этапа: обучать детей элементарным действиям с куклой.
Организация занятий: дети сидят за столами, опираясь локтем на стол. Кукла надевается на указательный палец, остальные пальцы поджаты в кулак. Упражнения и этюды: «Куколка оживает», «Кукла здоровается», «Кукла пляшет».
Публикация «Кукловедение для малышей» размещена в разделах
Вторая младшая группа
Содержание работы: продолжение знакомства с театром пальчиковых кукол. Задача: познакомить детей с видом театральных кукол «колечко на пальчике»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.
Организация занятий: дети сидят на стульях без опоры на стол.
Упражнения и этюды: «Кукла идет», «Кукла прыгает», «Кукла красуется».
Средняя группа
Содержание работы: продолжение знакомства с театром пальчиковых кукол. Куклы вида «шарик на пальце».
Задача этапа: научить детей работать с куклами вида «шарик на пальце»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.
Техника обращения с куклой: шарик с отверстием надевается на указательный палец руки. Большой и средний пальцы становятся «руками» куклы, безымянный и мизинец подгибаются к ладони. Кисть руки слегка наклонена вперед.
Организация занятий: дети водят куклу стоя, используя модули различной высоты.
Упражнения и этюды: «Кукла бегает», «Кукла прячется», «Поклон», «Кукла аплодирует».
В процессе упражнений дети учатся через походку куклы передавать ее эмоциональное настроение (пройти «лениво», «торопливо», «радостно», «грустно») и характерные особенности персонажа (кукла идет как зайчик, как гусь, как медведь, как лягушка и т. п.); отрабатывают «взгляд» куклы («Кукла смотрит носом», «Кукла рассматривает картину»).
Упражнения выполняются детьми как индивидуально, так и в парах.
Старшая группа
Содержание работы: знакомство с перчаточной куклой.
Организация занятий: дети водят куклу стоя; во время кукловождения используются модули и ширмы.
Техника кукловождения: во время кукловождения важно следить за правильным выполнением движений, освоенных на предыдущем этапе, так как они являются основой для последующих. На этом этапе детям важно предоставить возможности для импровизации — самим придумывать оправданные и выразительные позы, движения.
Задача этапа: продолжать обучение элементарным действиям с куклой. Упражнения и этюды с перчаточными куклами:
1) «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны», «забор»;
2) упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно — «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т. п. ;
3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;
4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку, потешку», «кукла рассказывает стихотворение»;
5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»;
6) упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».
Дети выполняют упражнения и этюды в парах и в группах.
Подготовительная к школе группа
Содержание работы: продолжать знакомство детей с возможностями перчаточной куклы; совершенствовать элементарные навыки работы с куклой. Упражнения и этюды:
1) освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»;
2) упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся»;
Примечание: дети самостоятельно придумывают ситуации, в которые попадают куклы, и способы разрешения конфликтов.
3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла — конферансье, ведущий концерт», «кукла ждет, высматривает кого-то», «кукла читает книгу»;
4) упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу; Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.
5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла прыгает, как ребенок, как зверек», «кукла прыгает через препятствие»;
6) упражнения для отработки других способов движения: «куклы садятся парой спиной к спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу»;
7) этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль», «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму». Примечание: важно учить ребенка передавать реалистичность воображаемых обстоятельств, использовать для сценических движений все пространство ширмы, ширину планшета, модуля.
Перед началом занятия педагог предлагает детям выбрать одну из театральных кукол, которую они будут «оживлять» на занятии.
Куклу внимательно рассматривают, обсуждают особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер. В результате она наделяется определенным образом мышления и поведения.
Далее для куклы придумывают некоторую ситуацию, в которой она будет «жить»: место, время, «кукольную проблему».
Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении. Итогом поисковой деятельности будет заключительный показ способа движения для куклы. Затем найденный способ кукловождения отрабатывается, постоянно обогащаясь новыми деталями в результате творческих находок ребенка.
Занятия по программе «Кукловедение для малышей» можно проводить только при соблюдении определенных педагогических условий:
— обучать ребенка кукловождению можно только по его желанию;
— переходить к обучению новым способам кукловождения можно лишь тогда, когда дети полностью овладеют ранее полученными навыками;
— полученные умения и навыки по кукловождению в последующем совершенствуются и творчески дорабатываются самим ребенком;
— в занятия необходимо включать упражнения для снятия физической нагрузки на плечевой пояс.