Анна Андреевна Болотова
Рабочая программа клуба «Физика для малышей» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Публикация «Рабочая программа клуба „Физика для малышей“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Цель:
Создание условий для ознакомления детей с наукой - физика, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
• освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;
• овладение умениями проводить наблюдения, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
Программа предназначена для занятий с детьми 5-7-летнего возраста. Срок реализации программы – 1 года. Продолжительность занятия клуба составляет 30 минут. Проводится по пятницам 2 раза в месяц.
Сокращения, встречающиеся в тексте:
В - воспитатель
Д - дети
Д/и - дидактическая игра
МА - морфоанализ
ММЧ - моделирование маленькими человечками
МТ - морфотаблица
МЧ - маленькие человечки
МШ - мозговой штурм
СО - системный оператор
Сентябрь
1. Тема: «Знакомство с человечками твердого вещества. Сравнение свойств бумаги и дерева».
Цель: Создание условий для формирования у детей представления о твердых веществах. Дать представление о свойствах дерева и бумаги (прочность, отношение к воде и свету)».
Методы: ММЧ, МА, моделирование, МШ, поисковая деятельность, моделирование, игровая ситуация: морской бой.
Оборудование: МТ, карточки – символы, кораблики из дерева и разных сортов бумаги, тазик с водой, деревянные брусочки, образцы бумаги разных сортов.
2. Тема: «Знакомство с жидкими человечками. Смачивание, или почему вода мокрая».
Цель: Создание условий для формирования представления детей о жидких веществах. Познакомить с маленькими жидкими человечками. Дать представление о смачивание.
Методы: МШ, ММЧ, МА, опыты, д/и «Теремок», опыты.
Оборудование: деревянный брусок, металлическая пластинка, сосуд с водой, тазик, шприц без иголки, сосуды разной формы.
Октябрь
3. Тема: «Два агрегатных состояния воды».
Цель: Создание условий для формирование представления у детей о том, как осуществляется переход из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Методы: опыты, ММЧ, МШ.
Оборудование: формочки для игры в песок, пластилин, ледяные фигурки.
4. Тема: «Знакомство с человечками газа».
Цель: Создание условий для формирования представлений о газообразных веществах.
Методы: МШ, ММЧ, МА, д/и «Теремок».
Оборудование: маленькая пустая бутылочка из – под детского питания, тазик с водой, насос или шприц, воздушный шарик, коробка, стакан с водой, пустые пол-литровые и литровая банки, МТ.
Ноябрь
5. Тема: «Три агрегатных состояния воды».
Цель: Создание условий для формирования представлений о свойствах воздуха (прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес, может сжиматься и расширяться). Формировать понятия о том, почему дует ветер.
Методы: поисковая деятельность, МШ, МА, схемы.
Оборудование: два воздушных шарика, пластиковая бутылка, весы из палочки и крючка, стакан, пробка, лист бумаги, свеча, обогреватель, бумажная салфетка.
6. Тема: «Свойства воздуха. Откуда прилетел ветер».
Цель: Создание условий для формирования представления у детей о переходе воды из одного состояния в другой. Дать понятия о трех агрегатных состояниях воды.
Методы: схематизация, ММЧ,МШ, поисковая деятельность, д/и «Мои друзья».
Декабрь
7. Тема: «Три агрегатных состояния вещества».
Цель: Создание условий для формирования представления о понятии вещества. Систематизировать знания детей о трех агрегатных состояниях вещества.
Методы: МШ, МА, ММЧ, схематизация, д/и «Раз, два, три, в свой домик беги».
Оборудование: МТ, три обруча, карточки с изображением различных веществ, МЧ.
8. Тема; «Диффузия»
Цель: Создание условий для формирования детей о понятии «летучие вещества». Формировать представление о распространении запаха. Дать понятие о диффузии.
Методы: эксперимент, ММЧ д/и «Мои друзья – это те, кто может издавать запахи».
Оборудование: стеклянная пластина, одеколон.
Январь
9. Тема: «Теплообмен. Теплопроводность, или почему пальто, шапки и варежки в мороз греют»
Цель: Формировать понятие, что вещества и объекты могут принимать и отдавать тепло. Формировать представление о том, что воздух не пропускает тепло, а так же является утеплением.
Методы: поисковая деятельность, МШ, д/и «Мои друзья».
Оборудование: чайник, чашки, варежки.
10. Тема: «Что такое трение? Трение и теплота»
Цель: Формировать понятие о трении как физическом явлении, о значении этого явления в природе и жизни человека. Дать представление о том, что в результате выделяется теплота.
Методы: МШ, поисковая деятельность, д/и «Хорошо – плохо».
Оборудование: деревянные брусочки, карандаши.
Февраль
11. Тема: «Что такое звук? Высокие и низкие звуки»
Цель: Формировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой, жидкой и газообразной. Закрепить знания о высоких и низких звуках. Формировать понятие о том, что высота звука зависит от частоты колебания.
Методы: поисковая деятельность, эмпатия, моделирование, МШ.
Оборудование: деревянная линейка, ксилофон или металлофон, балалайка, аудиозаписи игры на балалайке.
12. Тема: «Свет и тень. Кто раскрасил радугу»
Цель: Формировать представление о тени и источнике света. Деление тел на непроницаемы, прозрачные и полу прозрачные.
Методы: поисковая деятельность, эксперимент.
Оборудование: теневой театр, модель строения солнечной системы.
Март
13. Тема: «Кто раскрасил радугу»
Цель: Формировать представление о разложении луча света на семь составляющих.
Методы: МШ, эксперимент.
Оборудование: тазик с водой, зеркало, фонарик, две стеклянные призмы.
14. Тема: «Цвета и краски»
Цель: Закрепить знание детей о том, что белый цвет состоит из всех цветов спектра. Дать понятия основного цвета, сложного цвета. Сформировать представление о том, что цвет объекта зависит от того, как объект поглощает и отражает цвета. Дать понятие о трех основных цветах в живописи.
Методы: поисковая деятельность, д/и «Мои друзья».
Оборудование: три фонарика, светофильтры синего, зеленого и красного цветов, цветовой волчок, краски, кисточки, палитры, бумага.
Апрель
15. Тема: «Электричество вокруг нас»
Цель: Уточнить знание детей об электричестве. Дать представление о статическом электричестве.
Методы: МШ, поисковая деятельность, опыт.
Оборудование: стеклянная палочка, кусочек меха, два воздушных шарика, бумажные фигурки.
16. Тема: «Электрический ток»
Цель: Уточнить знание детей об электрическом токе, дать представление о проводниках и изоляторах. Учить правильно пользоваться электроприборами, соблюдать технику безопасности.
Методы: МШ, эксперимент, обращение к личному опыту детей.
Оборудование: Батарейка 4,5 В, металлическая проволока.
Май
17. Тема: «Электричество на службе человеку»
Цель: Уточнить знание детей об электрической энергии. Дать представление о превращении электрической энергии в другие виды энергии.
Методы: схематизация, привлечение личного опыта.
18. Тема: «Веселые магниты»
Цель: Познакомить детей со свойством магнита притягивать к себе железные объекты, намагничивать их. Формировать представление о полюсах магнита. Дать понятие «Электромагнит».
Методы: поисковая деятельность, игровые ситуации «Поможем Золушке», «Найдем клад».
Оборудование: магниты различной формы, металлические объекты, тарелка с водой, пластмассовая крышка от банки, компас.
Используемая литература:
Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. - Гуткович И. Я. - Ульяновск, 2001. - 108 с.