Назарова Анна
Консультация «Кто такой музыкальный руководитель и в чем заключаются его деятельность в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой музыкальный руководитель и в чем заключаются его деятельность в детском саду?
Это педагог, отвечающий за музыкальное воспитание дошкольников. Его работа заключается в организации и проведении занятий и танцевально-игровой деятельности, нацеленных на приобщение детей к музыкальной культуре, развитие у них музыкального и ритмического слуха, голоса, разучивание танцевальных движений. Также специалист устраивает музыкально-литературные вечера, театрализованные, ритмические, музыкально-дидактические, игры. Музыкальный руководитель участвует в организации и проведении спортивных и прочих мероприятий, предусмотренных планом воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Публикация «Консультация „Кто такой музыкальный руководитель и в чем заключаются его деятельность в детском саду?“» размещена в разделах
Педагог выявляет музыкально одаренных воспитанников и ведет с ними отдельные индивидуальные и групповые занятия. 2-3 раза в год специалист проводит оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик. Также он по мере необходимости консультирует родителей и работников ДОУ по вопросам детского музыкального развития.
Каким должен быть музыкальный руководитель – критерии оценки компетентности
Специалисту необходимо владеть методиками музыкального обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Также он должен:
•знать возрастные и индивидуальные особенности личностного развития ребенка;
•понимать специфику музыкального восприятия и музыкальных возможностей дошкольников;
•использовать психолого-педагогические методы и приемы формирования у детей художественно-эстетической культуры;
•применять методы диагностики музыкального развития и воспитания детей на основе индивидуального подхода к каждому ребенку;
•профессионально владеть техникой игры на одном или нескольких инструментах;
•разбираться в музыкальных произведениях детского репертуара – как классических, так и современных;
•уметь разрабатывать, внедрять, адаптировать программы музыкального воспитания детей в ДОУ;
•использовать материально-технические возможности ДОУ для реализации передового опыта музыкального воспитания детей;
•участвовать в модернизации образовательной среды детского сада, в том числе в создании методических пособий, наглядных материалов, разработке дидактических игр и т. д.
Как музыка влияет на психику ребенка?
Музыка оказывает сильное психологическое воздействие на нервную систему – расслабляет, успокаивает или, напротив, возбуждает, будоражит. Она может вызывать у человека различные эмоции – от умиротворения и покоя до агрессии и подавленности. Поэтому очень важно правильно подбирать музыкальный репертуар для детей. Во время активных игр и спортивных мероприятий можно использовать бодрую, громкую, ритмичную музыку. Во второй половине музыкального урока, когда детей нужно успокоить и настроить на другие занятия, перед тихим часом, в конце дня, необходимы более спокойные, тихие и плавные произведения.
Музыкальному руководителю также важно объяснить влияние музыки на психику ребенка родителям. Например, многие мамы и папы включают громкую, агрессивную, возбуждающую музыку дома, берут детей-дошкольников на поп- и рок-концерты. Из-за этого дети становятся гипервозбудимыми, расторможенными, агрессивными, плохо ведут себя как в семье, так и в детском саду.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников
Роль музыкального руководителя во взаимодействии с мамами и папами воспитанников не сводится только к объяснению, какую музыку давать слушать детям, а какую нет. Согласно ФГОС ДО, родители и заменяющие их лица являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Поэтому все работники детского сада должны поддерживать их воспитательную деятельность и оказывать им квалифицированную педагогическую помощь.
В связи с этим музыкальный руководитель должен :
•Вовлекать родителей в процесс воспитания и образования детей, используя разнообразные форматы совместной работы. Можно приглашать мам и пап на лекции, круглые столы по вопросам музыкального воспитания детей, давать групповые и индивидуальные консультации.
•Организовать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству. Например, мамы и папы воспитанников могут участвовать в организации и проведении музыкальных вечеров – оформлять пригласительные афиши, вести фото- и видеосъемку, придумывать номера, танцевать и петь вместе с детьми. Если планируется какое-то выездное мероприятие, например, посещение концерта классической музыки, свободные в этот день родители могут пойти вместе с группой.
•Способствовать развитию семейной музыкально-художественной деятельности. Можно давать воспитанникам домашние задания для выполнения вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, например, разучивание песенки по куплетам и записи совместного выступления на видео.