Мария Васильева
Кружок «Юный эколог». Тематический план
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Юный эколог»
Пояснительная записка
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности.
Публикация «Кружок „Юный эколог“, Тематический план» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На занятиях кружка «Юный эколог» преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты. Прививается детям интерес и любовь к природе и окружающей среде; углубления их знаний, практическими умениями и навыками по изучению и охране природы; изучению комнатных и декоративных растений; условий их жизни, роста и размножения; помогает понять значение растений в жизни человека.
Работа детей в кружке способствует развитию самодеятельности и инициативы, повышение интереса к исследованиям, воспитание у детей культуры труда.
В целях укрепления интереса детей проводятся различные игры, конкурсы рисунков, выставки поделок, чтение научно-познавательной литературы и т. п.
Актуальность темы в том, что
- занятия вовлекают детей в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы дети получали от этого радость, и чтобы у них сформировалось положительное отношение к себе и своему окружению. Занятия приближает детей к окружающему миру и к пониманию их собственных сложных взаимосвязей с природой;
- при проведении занятий идет поиск и поддержка детей, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе;
- устанавливается творческие контакты между педагогами, родителями и детьми.
Цель:
Формирование экологической культуры и познания красоты природы через мир цветов и бережного отношения к природе.
Процессе достижения поставленной цели решается комплекс взаимосвязанных задач:
Задачи:
- познакомить учащихся своими разнообразными видами растений, с условиями ухода и выращивания растений, закрепить знания детей по общему курсу ботаники и общей биологии;
- способствовать формированию ответственного отношения к природе: попутные решение вопросов экологического воспитания (взаимосвязи между растениями и живой и неживой природой);
- развитие у учащихся самостоятельно стильности и познавательные активности в работе с растениями, природным материалом, а также с научно-познавательной литературой.
Принципы программы:
- принцип обучения даёт возможность постепенного введения обучающегося мир живой и неживой природы;
- принцип индивидуального подхода к обучающимся предусматривает отношения между педагогом и обучающимся. Подбор индивидуальных практических (исследовательских) заданий;
- принцип систематизации навыков обучающихся основан на получении от педагога знания, умения и навыков в области цветоводства, их применение на практике, что способствует повышению знаний, наблюдательности.
Этапы освоения программы кружка :
Подготовительный этап – это первая ступень развивающего развития детей, он вписывается в образовательную программу, как интегрированный курс экологическое воспитания детей.
Программа подготовительного этапа обучения рассчитана на 72 часа в год, занятия проходят по 30 минут 2 раза в неделю.
Для подготовительного этапа тематический план разрабатывался с учетом программ для дошкольного образования.
Заключительный этап - дети знакомятся с основными особенностями однолетних цветочных-декоративных растений, способами ухода за ними, учатся выращивать рассаду, наглядно оформлять материалы экскурсий, приобщаются к ведению дневника наблюдений за фенологическими изменениями в природе, изготавливают гербарии и наглядные пособия.
Формы реализации программы кружка.
Формы работы с детьми предлагаются различные: теоретически, практические занятия, работа с литературой, конкурсы, праздники, викторины экскурсии. Особое внимание при проведении экскурсии, уделяется вопросам охраны природы, правилам поведения в ней.
Качество знаний, умений, навыков кружковцев контролируется на основе тестирования, оценивается по качеству практических работ, а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.
Форма занятий в кружке – групповая и индивидуальная. Вид группы-профильный, состав-постоянный. При наборе группы соблюдается принцип добровольности.
Тематический план работы кружка 6-7 лет
1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Организационное собрание кружка.
2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа о значении и зелёных насаждений жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.
3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности. Практические работы. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; пересадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий; гербария и коллекции семян однолетников.
4. Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; паспортизация растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.
5. Уход за комнатными растениями. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями. Практические работы. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытьё горшков; удаление пожелтевших листьев. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
6. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними. Вредители комнатных растений и вред, почитаемый ими. Меры борьбы с вредителями (с учетом их биологических особенностей). Практические работы. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев и стеблей. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
7. Семена однолетников и подготовка их к посеву. Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их подготовки к посеву. Практические работы. Знакомство со семенами однолетников: очистка, определения всхожести семян, намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдение за прорастанием семян.
8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практические работы.
9. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами. Практические работы. Выбор участка для грунтового посева семян однолетников. Подготовка почвы. Разбивка делянок. Посев семян. Уход за посевами. Наблюдения за их всходами, пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдение за появлением всходов, ростом и развитием растений.
10. Высадка рассады в грунт. Агротехнические правила высадки рассады в грунт. Практические работы. Распределение клумб, грядок. Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка и ее в грунт, уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.
11. Проведение массовых мероприятий. Проведение «Праздника сбора урожая», «Осенних посиделок», «Фестиваля цветов», «Путешествия с комнатными цветами» и др.
12. Подведения итогов опытнической работы. Учет результатов опытов. Оформления записей в дневниках. Изготовление наглядных пособий.
Итоговый результат кружка
Дети должны знать:
- методы проведения фенологических наблюдений;
- назначение лекарственных растений в жизни человека;
- правила сбора и сушки лекарственных растений;
- значение леса в жизни человека и животных;
- правила поведения в лесу;
- лечебные свойства деревьев и кустарников нашей местности;
- значение комнатных растений для человека;
- виды комнатных растений;
- условия существования растений в комнате (освещенность, температура, вода и влажность воздуха);
- вредителей комнатных растений;
- земляные смеси для выращивания растений;
- значение витаминов в жизни человека и животных;
- эколого-биологическая характеристика комнатных растений;
- способы размножения комнатных растений;
Уметь:
- проводить простейшие фенологические наблюдения;
- вести дневник наблюдений;
- заготавливать гербарные материалы;
- ухаживать за комнатными растениями;
- приготавливать почвенные смеси;
- обрабатывать семена перед посевом;
- сеять семена;
- размещать комнатные растения;
- размножать комнатные растения стеблевыми черенками, листовыми пластинками, клубеньками;
- выращивать рассаду;
- ухаживать за рассадой.
в течении всей кружковой работы для детей проводятся экскурсии, они принимают активное участие в массовых мероприятиях, выставках.
Оценки результативности:
качество знаний, умений, навыков кружковцев контролируется :
• на основе тестирования,
• оценивается по качеству практических работ,
• опытнических работ,
• а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.
• по итогам подготовительного этапа обучения проводится итоговое занятие, экскурсия в природу и заключительное мероприятие «Праздник цветов», с участием дошкольников, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей;
• по итогам заключительного этапа обучения проводится итоговое занятие, на котором каждый ребёнок представляет свою работу по одному из разделов программы; проводится экскурсия на природу и заключительное мероприятие «Волшебный мир растений» с участием детей, педагогов и родителей.