ПРАСКОВЬЯ ЕГОРОВА
Кружок тестопластики «Волшебное тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок тестопластики
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Публикация «Кружок тестопластики „Волшебное тесто“» размещена в разделах
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Цель:
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
-Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
-Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.
Задачи:
-Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
-Формировать способность к изобразительной деятельности
воображение и творчество;
-Развивать мелкую моторику пальцев.
Принципы:
-Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
-Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей. Соблюдая права ребенка.
-Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
-Не мешать ребенку творить.
Организация учебного процесса:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 – 30 минут.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Методические рекомендации по организации игр – занятий:
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки :
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 3оог (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста :
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Преимущество соленого теста :
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Перспективный план работы кружка тестопластики подготовительной группы:
Тема: Цель:
Октябрь:
1. Грибная поляна
2. Грибная поляна
3. Урожай яблок
4. Урожай яблок развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки.
Ноябрь:
1. Птичка в гнездышке
2. Птичка в гнездышке
3. Птичка в гнездышке
4. Дед Мороз развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях
Декабрь:
1. Снегурочка
2. Снегурочка
3. Новогодние подсвечники
4. Новогодние подсвечники воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке -создавать фигуру человека, показывать особенности одежды.
Январь:
1. Рождественские украшения
2. Рождественские украшения
3. Декоративные тарелки
4. Декоративные тарелки вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста.
Февраль:
1. Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества
2. Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества
3. Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я
4. Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я
учить делать подарки, украшать используя известные приемы (налеп, вдавливания и д. р.)
Март:
1. Рамка для фотографий
2. Рамка для фотографий
3. Ваза с цветами
4. Ваза с цветами. воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызывать желание порадовать их подарком; закреплять знакомые приемы лепки; развивать чувство композиции и фантазию.
Апрель:
1. Космодром
2. Космодром
3. «Петух» (панно)
4. «Петух» (панно) создавать у детей интерес к общественным явлениям; продолжать вырабатывать навыки работы с каплевидной формой; скатывать капельки необходимого размера.
Май:
1. Божья коровка и ее подружка
2. Божья коровка и ее подружка
3. Рыбки в аквариуме
4. Рыбки в аквариум
вырабатывать умение скатывать шарообразные формы и создавать из них необходимый образ, скрепляя детали; развивать композиционные умения при расположении.
Критерии обследования:
ВЫСОКИЙ (творческое) – ищет решение самостоятельно, стремится к
выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.
СРЕДНИЙ (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.
НИЗКИЙ (на уровне восприятия) –не самостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, создает не удачные композиции.
Вывод:
Занимаясь с детьми тестопластикой заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Работая с детьми пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.