Елена Ботникова
Часть 1. Программа студии тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнечный».
Согласована на педагогическом
совете МКДОУ «Детский сад
«Солнечный» протокол № Утверждаю заведующий
МКДОУ «Детский сад «Солнечный»
В. С. Мальгина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Студия по тестопластике «МукаСолька»
для детей от 4 до 7 лет
Срок реализации-3 года.
Автор: педагог Ботникова Елена Викторовна
г. Макушино. 2015г
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3-5
1.2. Цели и задачи 6-7
1.3. Принципы 8-10
Публикация «Часть 1, Программа студии тестопластики» размещена в разделах
1.4. Значимые для разработки программы характеристики 11-13
1.5. Планируемые результаты 14
II. Содержательный раздел 15
2.1. Описание деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 15-19
III. Организационный раздел 17
3.1. Организация предметно- пространственной среды 17-24
3.2. Планирование средняя группа 25-29
3.3. Учебный план средняя группа 30
3.4 Планирование старшая группа 31-35
3.5. Учебный план старшая группа 36
3.6. Планирование подготовительная группа 37-40
3.7. Учебный план подготовительная группа 41
Список литературы 42-43
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.
Мы живем в XXI веке, наши дети это поколение компьютерных детей. Им гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем лепить, рисовать, родителям удобнее посадить свое чадо за компьютер, нет беспорядка, ребенок сидит, играет. У родителей появляется больше свободного времени, ребенок не бегает, не мешает, играть с ним не надо. Удобно и хорошо, но вот пришло время школьной поры, учителя жалуются, что дети плохо рассказывают, речь невнятная, плохо пишут. И только тогда начинаем анализировать данную проблему. Почему не умеет рассказывать? Потому что у вашего ребенка не развита мелкая моторика рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.
Наблюдая за детьми, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Свою рабочую
программу я хочу реализовать через занятия по тестопластике.
Немного истории из тестопластики
Тестопластикой занимались люди с древних времен, при встречи весны из теста выпекали птичек, дарили их в качестве подарков. Лепка из соленого теста приносит удовольствие и радость, малозатратно, но имеет широкие возможности. Материал экологически чистый, эластичный, легко обрабатывается, изделия долговечны. Лепка развивает мышление, формирует слаженность работы не только рук, но и глаз.
Актуальность лепка любимое занятие наших детей, является осязаемым видом художественного творчества. Ребенок создает свои шедевры, претворяет в искусство свои задумки. Лепка богата своим разнообразием, занятия проходят в дружеской, спокойной обстановке, дети учатся работать вместе. Учатся помогать друг другу в работе, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Формируется усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Новизна заключается в том, что лепка это творческий процесс, ребенок-автор, может сам реализовывать свои творческие способности, созданный своими руками продукт может быть использован в повседневной жизни.
Интегрирование областей программа составлена с учётом применения образовательных областей
«Художественно- эстетическое развитие. Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
«Познавательное развитие» занятия, где происходит закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.