Галина Горяйнова
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя Горяйновой Г. И. МКДОУ Д/с №2,
1 квалификационной категории.
Тема: «Развитие художественных и творческих способностей дошкольников через – тестопластику»
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Публикация «Развитие художественных и творческих способностей дошкольников посредством тестопластики» размещена в разделах
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Цель моей работы.
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие :
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки : пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать:
-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
В основу моей работы положены принципы:
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
• принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта
• принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).