Казыгашева Саяна Владимировна
Программа кружка «Хакасские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний через хакасские игры. Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. Игры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребёнка, на становление его характера и личностных качеств хакасский народ знал с древних времён. Они считали, что в игре, ребёнок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.
Темочки:
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Хакасия
- Русская народная культура, фольклор
- Хакасские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Народные игры хакасов использовались в большинстве своём в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно – бытовым действиям этого народа. Содержание игр понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребёнок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познаёт основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.
Жизненная ценность хакасских игр заключается в том, что они связывают человека с природой, бытом и являются формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа. Главные факторы хакасских народных игр – это находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость и умение всё это сочетать.
Таким образом, значимость изучения народных обычаев и традиций, разучивание хакасских народных игр очень велико и имеет огромное значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств; способствуют приобретению основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре включение народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Цель программы.
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения хакасских народных игр.
Задачи программы.
1. Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи хакасской народной игры.
2. Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии хакасских народных игр.
3. Познакомить детей с правилами хакасской народной игры, формированием умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях хакасского народа, используя хакасскую народную игру.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи.
6. Привлечь родителей к воспитательному образовательному процессу.
Методы работы.
Для освоения программы используются разнообразные методы работы. Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей. Используемые методы работы с детьми:
1. Словесный (разучивание потешек, пальчиковой гимнастики, чистоговорок).
2. Практический (показ способов действия с предметами).
3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Формы работы.
• Подвижные игры
• Индивидуальная работа с детьми
• Развлечение
Реализация работы по программе.
1. Программа составлена для детей среднего возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
Принципы проведения занятий
1. Наглядность обучения-осуществляется на восприятии наглядного материала.
2. Доступность занятие составлено с учетом возрастных особенностей.
3. Развивающий и воспитательный характер учебного материала на расширение кругозора, на развитие самостоятельности и познавательных процессов.
4. Системность подачи материала.
5. Практический показ способов действия с предметами.
Предполагаемые результаты реализации программы.
У меня, как у педагога сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста
• углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.
• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
• у детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Взаимодействие с родителями
Цель: создание условий для вовлечение родителей в творческий процесс.
Задачи: заинтересовать родителей и вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
• анкетирование
• индивидуальные беседы
• Вечер народной игры с участием родителей «Хакасские народные игры»
• наглядная информация: Папка передвижка «Роль хакасской народной игры в воспитание дошкольников»
консультация «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через хакасские народные игры»
• выставки, фотовыставки
• домашние задания
Перспективное планирование «Хакасских народных игр» в средней группе
Месяц Вид деятельности Задачи
СЕНТЯБРЬ
«Пурба салызах» Развивать у детей выдержку, внимательность, ловкость, быстроту движений.
ОКТЯБРЬ «Хурна тартызары» Развитие физических способностей
НОЯБРЬ «Мелей тастазах» Развить у детей внимание, сообразительность, а также быстроту реакции.
ДЕКАБРЬ «Охрас» Развивать у детей координацию движений.
ЯНВАРЬ «Чуурана» (Чазынчах) Развить у детей внимание, сообразительность, а также быстроту реакции и выносливость.
ФЕВРАЛЬ «Сынзалых» («Выжигало») Развитие ловкости, выносливости, меткости, координации движений, быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей, закрепление и совершенствование умений и навыков владения мячом.
МАРТ «Урух тастааны» Развитие меткости, координации движений и глазомер
АПРЕЛЬ «Юрта» развитие эмоциональных, творческих качеств ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром).
МАЙ «Салбы» Соревноваться на дальность броска.