Грюкачева Алена
Кружковая работа в ясельной группе по нетрадиционному способу рисования «Солнышко в ладошках»
Принято на педагогическом совете Утверждаю
Протокол№ 10 от 26.10.2019г. Заведующая МБДОУ
Детский сад «Искорка»
Якова И. М.
Кружковая работа в ясельной группе по нетрадиционному способу рисования.
«Солнышко в ладошках"
Руководитель кружка : Грюкачева Алена Федоровна
Село Шебалино, 2019-2020
Пояснительная записка
Публикация «Кружковая работа в ясельной группе по нетрадиционному способу рисования „Солнышко в ладошках“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Солнце, солнышко
- Солнце, солнышко. Конструирование, поделки
- Солнце, солнышко. Рисование
- Солнце, солнышко. Рисование ладошками
- Темочки
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)
• Обучать основам создания художественных образов.
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
• Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема.
• Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать : палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т. д.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (региональный компонент).
Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Алтай.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- элементарное представление о родном селе.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе.
- формирование элементарных представлений о животном и растительном мире родного края.
Принципы работы :
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Учитывать в работе на занятиях :
Индивидуальные возможности детей:
• Умение использовать изобразительные материалы;
• Умение работать только правой рукой;
• Быстрое выполнение задания;
• Страх плохого результата рисования;
• Уровень развития детей;
• Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
• Заинтересованность;
• Неуверенность при выполнении задания;
• Скованность;
• Нетерпение;
• Внимательность;
Сложности некоторых техник нестандартного рисования :
• Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
• В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т. п.
Подходы и методы их реализации:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка :
Одно занятие в неделю (вторник) по 10 минут. В месяц 4 занятия. В год 32 занятия. Для реализации программы я взяла 8 детей.
Список детей:
1. Арамзин Эркей
2. Арбанакова Арчынай
3. Афанасьева Валерия
4. Мирошник Дамир
5. Субботина Вероника
6. Стребкова София
7. Иртаков Платон
8. Тайченачева Елена
Планируемый результат :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой : ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Перспективный план работы кружка «Солнышко в ладошках»
Сентябрь
1-2 неделя. Адаптация детей.
3-4 неделя. Мониторинг. Подготовительный этап: (подборка литературы, атрибутов, материала и т. д.)
Октябрь
1. "Следы от улиток" (Рисование поролоновым тампоном)
Цель: учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами, проводить пересекающие, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. (Д. Н. Колдина, с. 33) Материал: альбомный лист, на котором нарисованы две улитки; жёлтая гуашь, разведённая водой; поролоновый тампон, тряпочка.
2. "Горы Алтая осенью" (Рисование поролоновым тампоном)
Цель: учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном. Развивать память и мышление. Материал: поролоновый тампон овальной формы; нарисованные на листе горы; гуашь красного и желтого цвета цвета, разбавленная водой; тряпочка.
3. "Зёрнышки для цыплят " (Рисование пальчиками)
Цель: продолжать учить рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. (Д. Н. Колдина, с. 32)
Материал: альбомный лист, на котором нарисована курица; три маленьких цыплёнка, вырезанных из бумаги; гуашь, разведённая водой; тряпочка, клей ПВА, кисточка для клея.
4. "Домашнее консервирование (Рисование пальчиками)
Цель: учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма и мышление. (Д. Н. Колдина, с. 33) Материал: оранжевая гуашь, разведённая водой; картонный силуэт банки, тряпочка.
5. "Падают, падают листья. " (Рисование пальчиками)
Цель: учить рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки. вызвать интерес к созданию коллективной композиции "Листопад". Развивать чувство цвета и ритма. (И. А Лыкова, с. 27) Материал: листы бумаги белого или светло- голубого цвета; жёлтая, оранжевая, красная гуашь, разведённая до густоты сметаны, салфетка.
Ноябрь
1. "Поможем жучкам спрятаться в траве"(Рисование карандашами)
Цель: продолжать вызывать интерес к рисованию травы цветными карандашами. (Т. М. Бондаренко, с. 126) Материал: 1/2 альбомного листа, на котором нарисованы жучки; карандаш зелёного цвета.
2. "Птицы нашего села клюют ягоды"(Рисование пальчиками, оттиск пробкой)
Цель: учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. Материал:1\2 листа бумаги различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.
3. "Звёздное небо" (Рисование пальчиками)
Цель: продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы. Воспитывать доброту и отзывчивость. (Д. Н. Колдина, с. 35) Материал:картон чёрного цвета; скатанный из фольги шарик; пластилин; жёлтая гуашь, разведённая водой; тряпочка.
4. "Жили у бабуси два весёлых гуся" (Рисование ладошкой)
Цель: продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями Материал: листы бумаги А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке. Иллюстрации с птицами.
Декабрь
1. "Горы Алтая в снегу" (Рисование пальчиками и ватными палочками)
Цель: вызвать интерес к созданию образа снегопада. Закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками и пальчиками. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма. (И. А Лыкова, с. 40) Материал: листы бумаги голубого цвета с изображениями туч серого, синего. фиолетового цвета; ватные палочки, гуашь синего и белого цвета, салфетки.
2. "Ёлочка нарядная" (Рисование пальчиками, оттиск поролоном)
Цель: воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие. (А. В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", с. 47) Материал: нарядная ёлочка, тонированные светлой краской листы бумаги, мисочки с красками разного цвета, кусочки поролона, салфетки.
3. "Мои рукавички"(Рисование пальчиками, оттиск пробкой)
Цель: упражнять в технике печатания пробкой, рисовании пальчиками. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Материал: силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета.
4. "Украшение чайного сервиза"(Оттиск печатками)
Цель: закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. Материал: вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.
Январь
1. "Весёлый снеговик" (Рисование пальчиками)
Цель: вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить лепить шар - раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. (И. А Лыкова, с. 46)
2. "Цыплёнок" (Ватные палочки)
Цель: учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощью ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Материал: гуашь, ватные диски, палочки.
3. "Девочка в национальном костюме" (Раскрашивание пальчиками)
Цель: Знакомить тетей с элементами алтайского орнамента. Материал: раскраски с изображением девочки в алтайском национальном платье, гуашь трех цветов.
Февраль
1. "Пушистые котята" (Рисование техникой тычкования)
Цель: продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Коллективная работа. Материал: тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая.
2. "Красивые цветы для пчёлки" (Рисование ладошкой)
Цель: продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. Материал: листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки.
3. "Автомобиль для папы" (Рисование пальчиками)
Цель: упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы. Материал: силуэт автомобиля, гуашь синего и зелёного цвета, салфетка.
4. "Девочка в национальном платье" (раскрашивание ватной палочкой)
Цель: Знакомить детей с элементами росписи русского национального костюма. Материал: раскраска с изображением девочки в русском национальном костюме, гуашь трех цветов, салфетка.
Март
1. " Мимоза для мамочки " (Рисование пальчиками)
Цель: продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Материал: 1\2 листа бумаги белого цвета с изображением ветки; жёлтая гуашь, разведённая до густоты сметаны, салфетки жёлтого цвета. Ветка мимозы.
2. "Воздушные шарики" (Рисование поролоновым тампоном)
Цель: продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету. (Д. Н. Колдина, с. 35) Материал: воздушный шарик. Альбомный лист, на котором нарисованы 3 клоуна (красный, жёлтый и синий, гуашь соответствующих цветов, небольшие поролоновые тампоны, тряпочка.
3. "Рыбки в аквариуме" (Рисование ладошкой, пальчиками)
Цель: учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Материал: тонированные листы бумаги (светло-голубые, пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.
4. "Подснежники" (Рисование тычком)
Цель: учить детей рисованию тычками, создавая форму цветка. Материал: 1\2листа бумаги белого цвета с изображением цветка; голубая гуашь, разведённая до густоты сметаны, салфетки.
Апрель
1. " Божьи коровки на лужайке " (Рисование пальчиками)
Цель: упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). Материал: вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- зелёного цвета, чёрная гуашь в мисочках.
2. "Посуда с алтайским узором" (Рисование пальчиком)
Цель: продолжать учить опускать в гуашь пальчик и аккуратно раскрашивать посуду, знакомить с элементами алтайского орнамента. Материал: раскраска посуды, гуашь трех цветов, салфетка.
3. "Ласковое солнышко"(Рисование пальчиками)
Цель: познакомить детей с понятием "лучик", учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук.. (Д. Н. Колдина, с. 47) Материал: жёлтый картонный круг. Прищепки, лист голубой бумаги; жёлтая или оранжевая гуашь, разведённая водой, салфетка.
4. "Бабочка" (Рисование ватными палочками, тампонирование)
Цель: закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Материал: ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.
Май
1. "Праздничный салют" (Рисование кистью)
Цель: учить рисовать кистью методом "примакивание". Развивать речь и мышление. (Д. Н Колдина, с. 46)
Материал: картинка с изображением праздничного салюта. Лист голубой бумаги, в нижней части которого приклеены разноцветные дома; кисть. гуашь разных цветов, банка с водой. тряпочка.
2. "Подсолнух" (Рисование пальчиками и ватной палочкой)
Цель: рисование пальчиком и ватной палочкой. Упражнять в технике рисования ватной палочкой и пальчиком. Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Материал: лист бумаги, с нарисованным подсолнухом, гуашь черного, желтого и зеленого цветов. Ватные палочки и салфетки.
3. "Опята - дружные ребята" (Рисование пальчиками)
Цель: подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком : всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца - прямые линии (ножки грибов). Материал: бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая.
4. "Горы Алтая весной" (Рисование пальчиками и ватной палочкой)
Цель: рисование ватными палочками. Продолжать знакомить техникой нетрадиционного рисования. Учить наносить ритмично ватной палочкой равномерные точки. Материал: листы бумаги с изображение гор, ватные палочки, гуашь зеленого цвета, салфетки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : учеб. пособие / И. А. Лыкова. - М. : Москва, 2007.- 144с.
2. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста[Текст] : методич. пособие/ Янушко Е. А. - М. : Мозайка - синтез, 2006.- 64с.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] : пособие для занятий с детьми /, Никитина А. В. - СПб. : КАРО, 2007. – 96 с.
4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста[Текст] методическое пособие /. Янушко Е. А. - М. : Мозайка - синтез, 2006.- 64с.
5. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет[Текст] : пособие для занятий с детьми /.. Колдина Д. Н. - М. : Мозайка - синтез, 2008.- 56с.