Вероника Игнатьева
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучка» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучка» во второй младшей группе
Задачи:
1. Создать условия для экспериментальной деятельности.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире, используя элементарные знания из различных областей наук
3. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
Публикация «Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности „Почемучка“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
4. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
5. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
Сентябрь
1. «Веселые человечки играют»
Задачи: Познакомить детей со строение тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (нос, глаза, брови, рот, волосы).
Методы и приемы:Наглядный, Словесный, практический
Материалы и оборудование: Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любые зверки и птичка, «мешочек», зеркало, муляжи – плоские картонные фигурки человека, разрезанные по диагонали и горизонтали (голова и шея, правая рука по локоть, кисть левой руки и т. п.)
2. «Починим куклу»
Задачи:Познакомить детей со строение тела человека и пространственным расположением его частей. Ввести понятие признаков полового различия. Познакомить детей с различными выражениями лица человека.
Методы и приемы: Наглядный, Словесный, практический
Материалы и оборудование:Клей, контуры тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея голова (у ушами) – для каждого ребенка; изображения разных эмоциональных состояний человека, изображения причесок; одежда для девочек и для мальчиков.
Отражение: У каждого ребенка получается «свой» человек.
3.«Где живет эхо»
Задачи: Помочь понять, как возникает эхо.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: Ведро пластмассовое и металлическое, банка стекленная, кусочки ткани, мяч
Октябрь
1. «Красящие вещества фруктов»
Задачи: Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как сам фрукт, его сок.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:3 – 4 плода различных фруктов разного цвета; листы фильтрованной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластиковые стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка.
2. «Где прячутся детки?»
Задачи: Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка: пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа.
3.«Красящие вещества ягод»
Задачи: Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:3 – 4 различных вида ягод разного цвета (малина, черная смородина, черный виноград ит. Д.); листы фильтрованной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, пластмассовые ножи – по количеству детей; лупа, клеенка.
4. «Какие листики летают по ветру»
Задачи: Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листочки, сравнить их п цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист.
Методы и приемы: Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Разноцветные листья разных деревьев, листья бумаги и простые карандаши – для каждого ребенка
Ноябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Задачи: Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: ода пустая, вторая заполненная под самую крышку, с чистой водой, третья – с водой, окрашенной жидким красителем и с добавлением араматизатором (ванильный сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.
2. «У воды нет вкуса и запаха»
Задачи: Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: с водой, с молоком, с соком; стаканчики для детей.
3. «Песок и глина. Сыпучесть» Рыхлость»
Задачи: Учит детей сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть, рыхлость
Материалы и оборудование:Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, лист бумаги или кленка, небольшие палочки по количеству детей.
4. Пластмасса, ее качества и свойства
Задачи: Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества и свойства
Методы и приемы: Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Вода, пластмассовые стаканчики, спички, алгоритм описания материала.
Декабрь
1. «Что в коробке?»
Задачи: Познакомить детей со значение света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь. Фонарик, лампа.
2. «Горячо-тепло»
Задачи:Научит детей определять температурные качества веществ и предметов
Методы и приемы: Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Емкости с водой разной температуры, ванночка, куклы-голыши.
3. «Бумага: ее качества и свойства»»
Задачи: Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит)
Методы и приемы: Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Писчая бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, спички, алгоритм описании свойств материала, поднос.
4. «Дерево: его качества и свойства»
Задачи:Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет вводе)
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и брусочки, спички, нож, алгоритм описания свойств материала.
Январь
1. «Изготовление цветных льдинок»
Задачи: Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
Методы и приемы: Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Стаканчики с водой, краски, палочки для размешивания, формочки, веревочки - для каждого ребенка
2 «Красим елочку»
Задачи: Познакомит детей, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску.
Методы и приемы: Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: Стаканчики с водой. Краски, палочки для размешивания, формочки, веревочки,мелкие игрушки, елочка на участке
3. «Легкий - тяжелый»
Задачи: Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые)
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Куклы Мишка и Зайчонок, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкост и с песком, кусочки ткани, камешками, ватой, шишками; подбор символов «тяжелы» и «легкий»
4. «Нужен ли зимой снег?»
Задачи: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности.
Февраль
1. «Наши помощники»
Задачи: Познакомить детей с органами чувств и их назначение (газа – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму., структуру поверхности). Учить детей беречь органы чувств.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование: «Чудесная коробочка, в которой находится лимон; коробочка с погремушкой или бубном;»чудесный мешочек» с яблоком; мерочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой, прозрачная емкость, кусочки сахара.
2. «Ткань: ее качества и свойства»
Задачи:Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, структуру поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Образцы хлопчатобумажной икании двух- трех цветов, ножницы, спички, емкости с водой, алгоритм писания свойств материала
3. «Солнце и земля»
Задачи: Объяснить детям соотношение размера солнца и земли
Методы и приемы:Словесный Наглядный
Материалы и оборудование:Большой мяч и бусина.
4. «Нарисуем свой портрет»
Задачи: Познакомить детей со строение тела человека и пространственным расположением его частей
Методы и приемы:Словесный Наглядный Практический
Материалы и оборудование: Маркеры, губки, зеркала – большие и маленькие, салфетки, кисти, клей.
Март
1. «Что в пакете?»
Задачи: Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
Методы и приемы:Наглядный Практический словесный
Материалы и оборудование:Полиэтиленовые пакеты по количеству детей
2. «Надуваем мыльных пузырей»
Задачи: Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Методы и приемы:Наглядный Словесный практический
Материалы и оборудование:Тарелка (подночс0, стекланная воронка, соломинка, палочка с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости.
3. «Игры с воздушным шариком и соломинкой»
Задачи:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Методы и приемы:Наглядный Словесный Практический
Материалы и оборудование: Два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий, воздушные шарики, емкости с водой – для каждого ребенка
4 «Что звучит»
Задачи: Научить детей определять предмет по издаваемому звуку
Методы и приемы:Практический Наглядный Словесный
Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая платстина, емкость с водой, стакан, ширма.
5.«Музыка или шум»
Задачи: Научить детей определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки
Методы и приемы: Словесный Наглядный практический
Материалы и оборудование:Металлофон, балалайка, трубочка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками»
Апрель
1. «Солнечные зайчики»
Задачи:Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков»
Методы и приемы:Практический Словесный
Материалы и оборудование:Зеркала по количеству детей, источник света.
2.«Игры с цветными стеклышками»
Задачи: Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.
Методы и приемы:Наглядный Практический
Материалы и оборудование:Стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования
3. «Подуй на свечу»
Показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.
Методы и приемы:Наглядный Практический
Материалы и оборудование: Спички, свеча, подставка
4.«Что горит?»
Задачи: Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо. Словесный: рассказ, обсуждение. Наглядный: показ, рассматривание предметов
Материалы и оборудование: Металлическая тарелка или поднос, спички, кусочки бумаги, деревянные палочки, металлические предметы (гвоздь, гайка, стакан с водой.
Май
1. «Как очаровать червя?
Задачи: Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут кожу от высыхания, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.
Методы и приемы:Практический, наглядный.
Материалы и оборудование: Лужайка (клумба) со слегка влажной почвой; вилы лопата, лейка с водой; бубны.
2.«Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды»
Задачи:Выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука.
Методы и приемы: Наглядный: показ, наблюдение; словесный: беседа, рассказ
Материалы и оборудование:Две одинаковые луковицы, два стаканчика (один наполненный водой, другой – пустой). Опыт отсрочен по времени 2-3 недели.
3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды»
Задачи:Выделить фактор внешней среды - воду – как существенную необходимость для роста и развития семян. Наглядный: показ, наблюдение; словесный: беседа, рассказ
Материалы и оборудование: Семена кабачка или гороха, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды. Опыт отсрочен во времени 1 – 2 недели
4.«Почему все падает на землю?»
Задачи:Помочь понять что Земля обладает силой притяжения
Материалы и оборудование:Предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух) вода, песок, емкость, металлические шарики.