Думанская Елена Сергеевна
Кружок по экологическому воспитанию и окружающему миру. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
ЯНВАРЬ
1. Какие бывают растения.
Цели. Дать представление и понимание у детей о растениях, чем отличаются деревья, кустарники и травы друг от друга и что общего у них. Дать понимание о питании растений и важности для них солнечного света. Воспитывать бережное отношение к растениям (не ломать ветви деревьев, не мусорить на природе и т. д.).
Опыт «как пьют растения?»
Публикация «Кружок по экологическому воспитанию и окружающему миру, 2 часть» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Цели. Показать наглядно, как вода с растворенными в ней веществами поднимается вверх по стеблю к листьям и цветкам. Развивать логическое мышление и интерес к живой природе.
Опыт- наблюдение «Запасливые стебли»
Цели. Выявить, как стебли могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
2. Подводный мир. Беседа-наблюдение
Цели. Дать понимание о водоемах, как о мире, в котором существуют, размножаются другие организмы, взаимосвязанные друг с другом и средой обитания (экосистема). Познакомить с водными обитателями рек и океанов. Формировать умение соотносить строение живого организма со средой обитания, с образом жизни. Развивать логическое мышление, связную речь.
Закреплять правила поведения у водоема (не шуметь, не мусорить в воду и у берега, не заходить в воду без взрослого).
Опыт. «Выращивание кристаллов»
Цели. Формировать представление об изменении агрегатного состояния соли путем растворения в воде и дальнейшего выпаривания ее. Развитие способностей к преобразованию.
3. Водные растения. Беседа-наблюдение
Цели. Дать понимание о том, что есть в природе и водные растения. Объяснить, чем они отличаются от наземных. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе (не ломать ветки деревьев, не рвать бездумно цветы, не сорить и т. д.).
Опыт «Вода-линза»
Цели. Познакомить с такими свойствами воды, как способность преломлять свет, увеличивать изображения как линза. Расширять кругозор детей, пытливость ума и интерес к природе.
Опыт «Разноцветный луч»
Цели. Познакомить детей с призмой. Дать понимание того, что солнечный свет состоит из цветов. Объяснить, что такое радуга и научиться самостоятельно ее получать с помощью линзы или капелек воды.
Опыт «Рисование светом»
Цели. Дать понимание того, что свет несет теплоту. С помощью лупы или линзы научиться собирать свет. Показать, что можно выжигать светом и объяснить, почему так опасно бросать стеклянные бутылки где попало.
ФЕВРАЛЬ
1. Россия – наше богатство. Беседа
Цели. Познакомить с природными зонами нашей страны, с ее реками и горами, с лесами и богатствами, объяснить что такое климат и как он меняется с движением к северному полюсу от экватора. Вспомнить о важной роли Солнца в формировании климата. Объяснить, почему на нашей планете происходит смена сезонов- времен года. Расширять кругозор и развивать интерес к окружающему миру.
Познакомить с географической картой и с глобусом.
Опыт-наблюдение «Вращающаяся Земля»
Цель. Объяснить, как наша планета Земля вращается вокруг своей оси и почему день сменяет ночь.
Опыт «На орбите»
Цели. Дать понимание, что Луна вращается вокруг Земли и является ее спутником. Что Земля вращается вокруг Солнца- нашей большой и горячей звезды- вместе с другими планетами. Объяснить, почему планеты не падают на Солнце т. е. установить, что удерживает планеты и спутники на орбите.
2. Жизнь в семенах.
Цели. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перца, томатов, огурцов, фасоли, гороха, кукурузы, этапами развития растения. Уметь их отличать и выращивать.
Посадка семян в грунт.
Опыт-наблюдение «Зачем одуванчику парашютики?»
Цели. Выявить взаимосвязь плодов со способом их распространения.
Расширять кругозор, логическое мышление, пытливость ума.
Опыт- наблюдение «огород на подоконнике»
Цели. Учить детей сажать семена и луковицы растений и ухаживать за всходами. Развивать познавательный интерес, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Магнетизм. Беседа-наблюдение
Цели. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. Опытным путем выявить материалы, которые могут магнититься. Развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Опыт «Мы- фокусники!»
Цели. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами и материалы, не притягивающиеся к магниту.
Опыт «Необычная скрепка»
Цели. Определить способность металлических предметов намагничиваться. Расширять кругозор.
Опыт «Магнитные силы»
Цели. Показать магнитное поле вокруг магнитов.
4. Красная книга природы. Беседа.
Цели. Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в нее внесены и почему. Научимся охранять растения и животных, попавших в Красную книгу. Подумаем. Как деятельность человека влияет на природу.
Опыт. «Чистота воздуха»
Цели. Дать детям элементарное представление о том, что воздух хоть и прозрачный, но в нем содержится много разных примесей и мельчайшего «мусора». Расширять кругозор, интерес к живой и неживой природе.
Наблюдение за всходами.
Цели. Развивать внимание, наблюдательность. Закреплять знания о стадиях развития растения из семени, об условиях для нормального и полноценного развития растения. Продолжать формировать навыки правильного ухода за растениями.
МАРТ
1. Комнатные растения.
Цели. Уточнять и расширять знания детей о некоторых комнатных растениях, о правильном уходе за ними. Об условиях содержания комнатных растений. Развивать любознательность, ответственность и бережное отношение к живым организмам.
Наблюдение «Какие бывают листья»
Дать понимание о том, что листья могут видоизменяться и у разных растений они могут быть разными, в зависимости от места обитания (колючки у кактуса, усики у гороха, листья алоэ, чешуя лука репчатого).
Наблюдение «Природа зимой»
Цели. Закрепить знания о изменениях в живой и неживой природе в зимнее время года, закрепить знания о причине смены сезонов на нашей планете, побуждать любоваться красотой природы в зимнее время года.
2. Невидимые нити.
Цели. Познакомить детей со взаимосвязями живых организмов в природе, учиться находить эти связи. Расширять кругозор, логическое мышление, интерес к живой природе.
Опыт «Невидимый мир»(Выращивание колоний микроорганизмов на агар-агаре).
Цели. Дать представление о мельчайших микроорганизмах- микробах, грибах и бактериях, обитающих на нашей планете. Развивать познавательный интерес, а так же закреплять навыки личной гигиены.
Опыт «Кто живет в воздухе?»
Цели. Показать наглядно, что в воздухе тоже живут мельчайшие микроорганизмы- микробы, бактерии, грибки. Объяснить, чем они опасны для человека и какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтоб не заболеть (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, проветривать помещения и т. д.).
3. Беседа- игра «Я охраняю природу»
Цели. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять правила поведения на природе (деревья не ломать, не вырубать, не рвать бездумно цветы, не разорять гнезда птиц, не разрушать муравейники, не мусорить, не жечь костры где попало и т. д.).
Оформление фотовыставки «Как я помогаю природе»
Цели. Побуждать других детей и взрослых бережнее относиться к природе, участвовать в природоохранных действиях своего района. Включать родителей воспитанников во взаимодействие с детским садом на пользу детям и природе.
4. Весенние трели. Беседа-наблюдение
Цели. Дать и расширять знания детей о перелетных птицах средней полосы России, их внешнем виде, местах обитания и питании.
Наблюдение в природе за поведением птиц.
Цели. Развивать усидчивость, наблюдательность, интерес к птицам. Учить отмечать особенности внешнего вида и окраса оперения.
Опыт «Разноцветные леденцы»
Цели. Формировать представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию (сахар). Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
АПРЕЛЬ
1. Деревья нашего края.
Цели. Познакомить детей с многообразием деревьев. Закреплять знание и умение находить и называть основные деревья нашего края (ель обыкновенная, сосна обыкновенная, береза бородавчатая, клен остролистный, дуб черешчатый, липа сердцевидная, конский каштан, ива белая, лиственница).
Рассматривание образцов природного материала (веточки, кора, плоды, листья).
Опыт «Прорастание покоящихся веточек деревьев»
Цели. Развивать наблюдательную активность. Закреплять знания о том, какие условия необходимы растениям для нормального роста и развития. Продолжать учиться устанавливать причинно-следственные связи.
2. Откуда берется мусор? Беседа-наблюдение
Цели. Дать понимание детям, что такое отходы, какими они бывают, какие отходы и как необходимо правильно утилизировать. Что такое мусор и почему нельзя мусорить.
Опыт-игра «Сортируем мусор»
Цели. Закреплять и расширять знания детей и различных материалах. Из чего что сделано и что такое рукотворный мир.
Взаимодействие с родителями «Вторая жизнь»
Цели. Привлечь родителей к проблеме загрязнения и утилизации мусора. Развивать творчество и фантазию. Укреплять связи в семье и с ДОУ.
3. Волшебные плоды. Беседа- наблюдение
Цели. Расширять знания детей о внешнем виде травянистых растений, их строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах.
Дидактическая игра «Собери растение»
Цели. Закрепить знания о строении травянистого растения, его частях и их значении для жизни растения.
Опыт- наблюдение «Красящие вещества фруктов и овощей»
Цели. Познакомить детей с тем, что во всех сочных подах есть сок и он имеет цвет. Показать, что если соком промокнуть на бумагу, то останется след.
Опыт «Живой кусочек»
Цели. Установить, что в корнеплодах (морковь, свёкла, редька) есть запас питательных веществ.
4. Что такое погода?
Цели. Узнаем, что такое климат, что такое погода и из чего складывается погода. Научимся обозначать явления погоды условными знаками и вести календарь погоды. Продолжать формировать знания о строении Земли, о материках и океанах используя глобус и карту.
Опыт «Холодно- горячо»
Цели. Познакомить детей с термометром, объяснить и показать как им пользоваться и для чего он нужен, научить детей им пользоваться. Расширять кругозор, внимание и интерес к окружающему миру.
Опыт «Состояние воздуха»
Цели. Дать понимание того, как температура влияет на состояние веществ на примере сжатия и расширения воздуха. Расширять кругозор.
МАЙ
1. Лесной город.
Цели. Объяснить, что такое лес. Показать детям, что лес – это целый город, состоящий из своих «этажей» - ярусов, где проживает какое-то живое существо. Целевая прогулка по территории сада.
Сбор природного материала.
Цели. Расширять кругозор, развивать внимание, закреплять полученные знания.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Цели. Закреплять знания о местах обитания различных животных, устанавливать зависимость между внешним видом и местом обитания.
Расширять кругозор и логическое мышление.
Опыт. «Секретные записки»
Цели. Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать любознательность, пытливость, знания о свойствах некоторых фруктов (цитрусовые).
Опыт «Извержение вулкана»
Цели. Расширять кругозор, развивать наблюдательность, усидчивость. Дать представление о взаимодействиях некоторых веществ друг с другом.
2. Почва. Беседа-наблюдение
Цели. Формировать у детей представления о почве как компоненте природы и взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. При помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение. Объяснить, что такое почва и из каких компонентов она состоит, для чего нужна. Дать понимание о необходимости почвы для жизни растений, объяснить влияние качества почвы на рост и развитие растений. Познакомить с животными, обитающими в почве.
Опыт-наблюдение «Из чего состоит почва»
Цель. Показать наглядно, из каких компонентов состоит почва (отмершие насекомые и растения, песок, мелкие камушки).
Опыт «Есть воздух?»
Цели. Определить, есть ли воздух в почве.
3. Цветы в природе. Беседа-наблюдение
Цели. Расширять и обогащать знания детей о дикорастущих луговых цветах Москвы и Подмосковья. Дать знания о развитии цветка. Дать знания о их разнообразии, пользе для человека и животных. Показать взаимоотношения луговых цветов и насекомых.
Гербарий. Сбор некоторых растений на гербарий.
Цели. Учить собирать растения на гербарий и правильно их засушивать. Закреплять название частей растения. Знать и называть распространенные травянистые дикорастущие растения средней полосы России. Уточнить, какие из них занесены в красную книгу.
4. Кто такие насекомые? Беседа-наблюдение
Цели. Расширять и обогащать знания детей о насекомых. Дать представление о их разнообразии и особенностях строения и образа жизни. Познакомить с распространенными насекомыми Московского региона. Дать понимание, что насекомые помогают растениям размножаться.
Прогулка на луг. Цель. Расширять кругозор детей, представление о микро мире, побуждать не убивать насекомых и не разорять их жилища, а любоваться и красотой.
Беседа «Правила поведения на природе»
Цели. Закреплять знания о правилах поведения на природе, о мерах безопасности (не трогать незнакомые растения, не употреблять в пищу, не трогать насекомых и т. д.).
Работа с родителями «Мой любимый цветок»
Цели. Развивать интерес к живой природе, к природоохранным мерам. Развивать творчество и фантазию.
III. Формы аттестации (оценки)
Ожидаемые результаты освоения программы:
1. Дети проявляют интерес к сведениям о окружающем мире. Сформировано представление о Солнечной системе и планете Земля.
2. Дети усваивают представления о свойствах воды, воздуха, песка, земли. Развивается познавательный интерес, который проявляется в играх и желании участвовать опытах с объектами неживой природы.
3. У детей сформировано обобщенное представление о временах года. Они участвуют в сезонных наблюдениях, конструировании из природного материала, ведут дневник наблюдений природы.
4. Получают представления о живой природе: о домашних и диких животных своего края, а так же России. Делятся впечатлениями от наблюдений за ними дома, в парке, в лесу, зоопарке и т. д.
5. У детей развивается познавательный интерес к растениям своего участка и края: они охотно участвуют в наблюдениях, изучении, зарисовках и сборе материала для гербария и семян для коллекции. Проявляют готовность по поддержанию хороших условий для растений и учатся их воспринимать как живые существа.
6. Дети знают как вырастить растение из семян, участвуют в выращивании и уходе за рассадой.
7. Получают представления о птицах своего края – перелетных и зимующих, о том, как можно помочь птицам выжить в холодное время года.
8. Дети имеют представления о лесе и главных его обитателях, соблюдают правила поведения в лесу. Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети наблюдают, задают вопросы.
9. Дети проявляют интерес к жизни различным водоемам (аквариум, пруд, озеро, река, море). Устанавливают связи между обитателями воды и водно-прибрежной зоны, знают как вести себя (не ломать, не мусорить и т. д., наблюдают за красотой водных объектов живой и не живой природы.
10. Дети узнают, что такое луг, какие травянистые растения, насекомые могут его заселять.
11. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, выдвигают свои предложения по развитию и улучшению природоохранных мер.
12. У детей сформировано понимание о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой.
IV. Организация пед. условий
Оснащенная экспериментальная комната в ДОУ
Список литературы
1. С. Н. Николаева Парциальная Программа «Юный эколог» Мозаика-синтез 2016
2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников ТЦ Сфера 2010
3. 3. Е. В. Марудова «Ознакомление с окружающим миром» Детство-Пресс 2013
4. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» среднего и старшего дошкольного возраста Детство-пресс 2013
5. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» 4-7 лет по ознакомлению с окружающим миром
6. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольника» 4-7 лет Мозаика-синтез 2016
7. Природа в деталях. Цветы. Москва РОСМЭН 2017 г.
8. Практическая энциклопедия "Птицы" Москва "Махаон" 2018 г.
9. "Насекомые" Discovery education Москва "Махаон" 2018 г.
10. "Подводный мир" энциклопедия для детского сада Москва РОСМЭН 2018 г.
11. Атлас для детей "Рептилии и рыбы" Алтей-Бук 2018 г.
12. Атлас для детей "Удивительный мир насекомых" Алтей-Бук 2018 г.
13. "Жизнь под водой" детская энциклопедия "НД Плей" Москва 2018 г.
14. Анна Томас-Белли "Мой лесной гербарий, листья и плоды" Москва 2018 г.