ТАТЬЯНА ГАРБУЗОВА
Кружок по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Фор-мирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.
Публикация «Кружок по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 6-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности, в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы в УМК предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей : на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и - на их основе - развитие связной речи.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на федеральный закон «Об образовании РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о само-ценности дошкольного периода развития : основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
А также:
— исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Со- хин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др., которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;
— положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным,
A. Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова,
B. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности - игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО).
Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:
— занятия по формированию аналитико-синтетической активности, для проведения которых имеется УМК (учебно-методический комплект - 24 пособия);
— режимные моменты (дежурство, прогулка, игра, наблюдения и т. д., во время которых используются знания, полученные на занятиях);
— самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.
Программа может быть использована в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива; сложившихся традиций организации или группы (ФГОС ДО).
Цели и задачи Программы
Цели Программы
- Раскрытие основных направлений речевого развития детей 2-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2-7 лет.
- Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
- Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
- Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую дея-тельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи Программы
- Развитие потребности активно мыслить.
- Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
- Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
- Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
- Развитие логических форм мышления.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Формирование инициативности, самостоятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
- Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
- Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
- Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
- Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
При разработке Программы использовались следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего образования;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д. ;
- принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
- создания условий для самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьей по реализации Программы;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- создания условий для принятия детьми решений;
- развития умения работать в группе сверстников;
- построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаи-модействия взрослых и детей;
- реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
- возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
- развитие познавательной деятельности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);
— формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- вариативность и разнообразие методических приемов, органи-зационных форм;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- комплексный подход речевого развития детей во всех пяти вза-имодополняющих образовательных областях; социально-коммуни- кативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС);
- повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.
Ребенок:
- проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, по- знавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- выражает свои мысли;
- проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки
- обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».
Характеристика речевого развития детей 6—7 лет
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет каче-ственного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко - близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер - твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей.
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с сущест-вительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д., используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица).
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее, добрый - добрее, новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница, сахар - сахарница, правильно употребляют глаголы (бегал - бежал, пришел - ушел).
Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
В развитии связной речи происходят существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети без помощи взрослых составляют описательные и повест-вовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т. д.).
Программа на учебный год
- Расширять знания и представления об окружающем мире.
- Формировать умение проводить фонетический разбор слов.
- Закреплять умение соотносить звук и букву.
Формировать умение:
- читать слова, стихотворения, тексты;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами.
- Познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Формировать умение понимать прочитанный текст.
- Развивать интерес и способности к чтению.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Комплексно-тематический план на 2017- 2018 учебный год
№ Тема Содержание
Сентябрь
1 «Звук и буква А»
- Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат.
- Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.
2 «Звук и буква О»
- Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат.
- Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.
3 «Звук и буква У»
- Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат.
- Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.
- Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У.
4 «Звук и буква Ы»
- Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением – красный квадрат.
- Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.
- Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы.
Октябрь
5 «Звук и буква Э»
- Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат.
- Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.
- Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Э.
6 «Чтение слогов из пройденных букв – АУ, УА» - Закрепить знания о гласных звуках и буквах А,О,У,Ы,Э.
- закрепить умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву.
- закреплять умение называть слова с заданным звуком.
7 «Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ» - Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.
- Учить обозначать на схеме место звука Л в слове. Используя условное обозначение – синий квадрат.
- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
8 «Звук и буква М. Чтение слогов и слов. Ударение». - Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным –синий квадрат.
- Учить обозначать на схеме место звука М в слове. Используя условное обозначение – синий квадрат.
- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Ноябрь
9 «Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов - Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.
- Учить обозначать на схеме место звука Н в слове. Используя условное обозначение – синий квадрат.
- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
10 «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»
- Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.
- Учить обозначать на схеме место звука Р в слове. Используя условное обозначение – синий квадрат.
- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета
11 «Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала»
- Продолжать учить соотносить звук и букву.
- Учить читать написанное слово Рома.
- закреплять умение читать слоги из пройденных букв.
- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
- Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия
12 «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений»
- Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат.
- Учить писать букву Я.
- Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ.
Декабрь
13 «Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений» - Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат.
- Учить писать букву ю.
- Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ.
- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.
- Продолжать учить соотносить звук и букву.
14 «Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений»
- Продолжать учить соотносить звук и букву.
- Учить читать слоги и слова.
- Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением- красный квадрат.
- Учить писать букву Е.
- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.
15 «Буква Ё. Чтение слогов, слов»
- Познакомить с гласной буквой Ё и ее условным обозначением- красный квадрат.
- Учить писать букву Ё.
- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.
- Продолжать учить соотносить звук и букву.
- Учить читать слоги и слова.
- Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные, Твердые и мягкие согласные звуки.
16 «Звук и буква И. Чтение слогов, слов»
- Познакомить с гласным звуком И и ее условным обозначением- красный квадрат.
- закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.
- Продолжать знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И
Январь
17 «Закрепление пройденного материала»
- Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.
- Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных.
- Учить писать и читать слова мяу, му, юла, лимон.
- Учить читать предложение, определять 1, 2, 3 слово в нем
- Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах.
18 «Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения»
- Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.
- Познакомить со звуками Г-ГЬ,
К- КЬ.
- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат - твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные.
- Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков.
- Учить писать печатные буквы К-Г сначала по точкам, а затем самостоятельно.
19 «Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов, предложений»
- Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.
- Познакомить со звуками Д-ДЬ,
Т- ТЬ.
- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные.
- Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков.
- Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно.
- Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.
- Совершенствовать навык чтения
Февраль
20 «Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений»
- Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.
- Познакомить со звуками В-ВЬ,
Ф- ФЬ.
- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные.
- Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков.
- Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно.
21 «Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений»
- Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.
- Познакомить со звуками З-ЗЬ,
С- СЬ.
- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные.
- Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков.
- Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно.
22 «Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений»
- Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.
- Познакомить со звуками Б-БЬ,
П- ПЬ.
- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные.
- Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков.
- Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно.
23 «Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений»
- Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ
- Учить писать печатную букву Х
- Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений.
- Учить подбирать к картине (предложение)
Март
24 «Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов»
- Познакомить со звуками Ж-Ш -звонкими и глухими.
- Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые.
- Познакомить с печатными буквами Ж-Ш.
- Учить писать печатные буквы Ж-Ш.
25 «Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений» - Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат.
26 «Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов».
- Познакомить с согласным звуком Ц.
- Учить интонационно выделять звук Ц в словах.
- Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.
- Учить писать печатную букву Ц.
- Совершенствовать навык чтения.
27 «Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов»
- Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат.
- Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й.
- Учить писать печатную букву Й
- Закреплять умение записывать слово знаками и буквами.
- Совершенствовать навык чтения.
Апрель
28 «Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов»
- Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь.
- Совершенствовать навык чтения.
- Учить писать слова.
- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.
29 «Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов»
- Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией.
- Учить писать печатную букву Ъ.
- Совершенствовать навык чтения.
- Учить писать слова.
- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.
30 «Чтение слогов, слов, предложений» - Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Продолжать учить писать названия предметов.
- Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово.
- Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.
- Закреплять умение проводить фонематический разбор слов.
31 «Чтение слогов, слов Составление предложений по сюжетным картинкам»
- Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Продолжать учить писать названия предметов.
- Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово.
- Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.
- Закреплять умение проводить фонематический разбор слов.
32 «Алфавит. Чтение стихотворения.»
- Познакомить с алфавитом.
- Закрепить умение писать пройденные буквы.
- Совершенствовать навык чтения
-