Татьяна Иевлева
Сценарий викторины по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закреплять у детей понятия «диалог», «монолог», «косвенная речь». Упражнять в пересказе диалога с переводом в косвенную речь. Закрепить понятие «сложные слова». Продолжать учить детей находить общий признак в словах, называть слова обобщающим словом. Упражнять в употреблении неизменяемых существительных, существительных в родительном падеже множественного числа, глаголов в повелительном наклонении, в согласовании прилагательных с существительными и числительными. Упражнять в подборе слов – антонимов. Совершенствовать речевой аппарат детей. Упражнять в звукобуквенном анализе слов. Закрепить умение делить слова на слоги.
Ход викторины.
Публикация «Сценарий викторины по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
Дети, сегодня мы проведём викторину. Вам нужно отвечать на вопросы и выполнять задания. Разделимся на 2 команды. Первая – «Молодцы», вторая – «Удальцы». За каждый правильный ответ я буду присуждать вам фишку. (Показываю). Выиграет та команда, которая наберёт больше.
Итак, начнём. Сначала мы сделаем небольшую разминку. Вспомним скороговорки.
(Команды в порядке очереди проговаривают скороговорки.)
1. Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.
2. От топота копыт, пыль по полю летит.
3. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
4. На дворе – трава, на траве – дрова.
5. Шубка овечки теплее любой печки.
6. По утрам мой брат Кирилл
Трёх крольчат травой кормил.
7. Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.
8. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
(Подсчёт баллов)
Каждая команда готовила задание для соперника. Это сценка – диалог. Но сначала давайте вспомним, что такое диалог? Вопрос команде «Молодцы» (ответы детей)
Что такое монолог? Вопрос команде «Удальцы» (ответ детей)
(Подсчёт баллов)
А теперь мы отправляемся на лесную поляну и подслушаем разговор между лисой и ежом. Выступают дети из команды «Молодцы». А команда «Удальцы слушает внимательно, ей нужно пересказать диалог. (Одеваю шапочки героям)
Лисица и Ёж. (Н. И. Сладков)
- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то чтоб некрасивый.
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то чтоб неуклюжий!
- Ну так какой же я такой с колючками-то!
- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.
Отвечает команда «Удальцы» (Дети пересказывают)
(Подсчёт баллов)
А теперь отправляемся на другую поляну и подслушаем разговор между сорокой и зайцем.
Выступают дети из команды «Удальцы». А команда «Молодцы» слушает внимательно, ей нужно пересказать диалог. (Одеваю шапочки героям)
Сорока и Заяц. (Н. И. Сладков)
- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья.
Отвечает команда «Молодцы» (Дети пересказывают.)
(Подсчёт баллов)
Дети, в сказке у зайца были длинные уши, а у сороки – длинный хвост. Как мы назовём зайца? А как - сороку? (Задаю вопросы по очереди командам).
Попробуем с вами образовывать новые сложные слова:
1. Птицы, которые едят насекомых? (Насекомоядные)
2. Человек, который рубит дрова? (Лесоруб)
3. Как называется машина, которая возит бензин? (Бензовоз)
4. Человек, у которого серые глаза? (Сероглазый)
5. Как назвать человека, который ловит рыбу? (Рыболов)
6. Как называется аппарат, с помощью которого тушат огонь? (Огнетушитель)
7. Как назвать человека, который разводит пчёл? (Пчеловод)
8. Как назвать машину, которая везде проходит? (Вездеход)
9. Как назвать машину, которая сама сваливает груз? (Самосвал)
10. Как назвать ребёнка, который учится в первом классе? (Первоклассник)
(Подсчёт баллов)
Физкультминутка
Чтоб голова не болела,
Ею вращаем вправо – влево (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке (дети садятся на места)
А теперь поиграем в игру "Что лишнее?" Я буду показывать картинку, а вы называть лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
(В порядке очереди показываю детям картинки и называю слова)
Голубой, красный, спелый
Кабачок, огурец, лимон
Лимон, апельсин, репа
Гусь, гусыня, гусеница
Лето, весна, воскресенье
Квакать, кукарекать, говорить
(Подсчёт очков)
У меня для вас ещё одна игра «Найди и исправь ошибку». Я называю предложение, а вы говорите, какая в нём ошибка.
1. Бабушка купила десяток яйцов
2. Мама пришёл домой поздно
3. Он ушла купаться на речку
4. На столе горячее кофе
5. Все дети в модных польтах
6. Положь книгу на стол
7. У меня пять синих карандашов
8. На остановке много людёв
9. Ноты лежат на пианине
10. Даша, помахай флажком
11. Дети кормили щенёнков
12. В доме были открыты окны
(Подсчёт очков)
Следующее задание – игра «Скажи наоборот». Я буду говорить командам по очереди слово.
Худой -(толстый)
Трусливый - (храбрый)
Кислый - (сладкий)
Умный - (глупый)
Вежливый - (грубый)
Злой - (добрый)
Хороший - (плохой)
Дорогой - (дешёвый)
Мягкий - (твёрдый)
Сухой - (мокрый)
Говорить - (молчать)
Зажигать - (тушить)
(Подсчёт очков)
И последнее задание – составить слово из букв. А, чтобы узнать слово, отгадайте загадки.
Загадка для команды «Молодцы»
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Загадка для команды «Удальцы»
Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
(Буквы)
Вызываю по 1 человеку из разных команд. На столе разложены буквы. Дети должны составить слово на наборном полотне, а затем определить, сколько слогов в слове.
(Подсчёт очков)
В конце подвожу итог. Предлагаю 2 детям из разных команд посчитать количество очков (фишек). Награждаю победителей золотыми медалями. Обращаю внимание на то, что дети из проигравшей команды всё равно молодцы, потому что старались и тоже заслуживают наград. Награждаю их серебряными медалями.