Елена Петрова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Петрова Елена Владимировна
Тема занятия «Весна идет, весне дорога»
Обеспечение занятия :
1. Научно – методическое пособие (подбор литературы, книги, картины)
2. Материально – техническое: Ширма, иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны, толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоточек, небольшая дощечка, мяч.
3. Место проведение (групповая комната)
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: развитие связной речи у детей.
Задачи:
Обучающая: Продолжать учить детей правильно находить и называть признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками).
Развивающая : Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Воспитательная: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Детеныши животных», «Звонко капают капели».
Словарная работа: подснежник, веснушки, проталинка.
Воспитатель – дети отгадайте загадку:
Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если все зеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … (Весна)
Сюрпризный момент: Раздается стук в дверь (письмо)
Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую? С уважением: Заяц.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Зайчику?
Дети: Конечно, поможем!
Воспитатель: Тогда отправимся вот по этой тропинке (тропинка из шерстяной нити).
По ней мы попадем прямиком в лес.
(сматывая вместе с детьми в клубок, проходим по «тропинке»). Подходим к картинкам. Можно добавить лишние картинки. В процессе обсуждения дети их находят и убирают.
Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках? (ответы детей)
- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето (ответы детей)
-С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)
-Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали)
-Изменились ли деревья? (Деревья стоят еще голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: Ребята, а вы стихи о весне знаете?
Дети рассказывают стихи:
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку,
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов. (Кубилинскас К.)
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться.
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки! (Стюарт Е.)
Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? Дети: (Солнце)
Физкультминутка
Между елок, между сосен
По сугробам ходят лоси, (Ходьба на месте со скрещиванием рук впереди – ножницы)
Топчут снег пушистый,
Белый, серебристый. (Приседания, руки в стороны, руки на поясе)
Волки за лосями ходят,
Глаз с лосей они не сводят, (Прыжки вокруг себя, ладошки приставлены ко лбу)
У высокой елки
Встали злые волки.
Сам вожак к лосям подкрался –
Только без зубов остался: (Поднимание коленей на месте)
Лоси ведь рогаты,
Лезешь, волк, куда ты? (Потягивание на носках с подниманием рук вверх)
Анализ звука (л)- в каких словах он твердый, мягкий?
Воспитатель: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:
Игра «Доскажи словечко».
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
И называется он (май)
Воспитатель:
- Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник).
- А сейчас найдите родственников к слову «весна» (веснушки, весенние и т. д.).
- О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)
Подумайте и назовите определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
-Как можно ласково назвать солнце, лес, цветок? и др. (солнышко, лесочек и т. д.)
- Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Воспитатель: - Какая птица открывает весну? (загадываю загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец
Воспитатель: - Как называется домик у скворца? (скворечник)
Воспитатель:- А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки)
Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился (лосёнок, у волчицы (волчонок, у зайчихи (зайчонок, у медведицы (медвежонок, у лисы (лисенок, у белки (бельчонок, у барсучихи….(барсучонок) и др.
Воспитатель: - Молодцы ребята.
А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес?
Воспитатель заходит за ширму (чтобы не были видны руки) и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – стучит молоточком по дереву, надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой
-Что же это может означать? (ручеек журчит, слышна капель, дятел по дереву стучит)
Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Дети: - Конечно знаем, (нельзя кричать, брать животных из леса домой, разорять муравейники, ломать деревья и др.)
Воспитатель: Дети вы большие молодцы, всё правильно рассказали.
Итог занятий
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться.
-Что нового вы узнали? (ответы детей).
-Что запомнилось? (ответы детей).
- Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна.