Анна Шевчук
Кружковая работа экологического образования дошкольников «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ ДС «Берёзка»
п. Пурпе ЯНАО
Кружковая работа экологического образования дошкольников
«Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Руководитель кружковой работы : Шевчук Анна Евгеньевна
2019
Кружковая работа экологического образования дошкольников
«Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Кружковая работа экологического образования дошкольников „Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Руководитель кружковой работы : Шевчук Анна Евгеньевна
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», мы открыли в детском саду лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:
• работать с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь».).
• Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз и неделю: с детьми старшего дошкольного возраста по 25—30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время занятия проводятся два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).
Структура проведения игры-экспериментирования :
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с се хозяином - дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведении. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотя рыбка и другие известные детям персонажи.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует:как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам.
Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей проводится открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуж-дать, быть самостоятельными.
В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами в том числе и экспериментированием, способствуем развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл, марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей,
10. ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый, таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, буланки, соломинки для коктейля.
11. 10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун — водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Дополнительное оборудование и материалы
1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности, клеенчатые передники, полотенца.
3. Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
4. Детский понятийный словарь.
5. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
Основные условия организации работы
1. Наличие водоснабжения в данном помещении.
2. Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
Примечание. В помещении лаборатории создан мини-музей: на стеллажах оформляются тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов, «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском», а также коллекции коры деревьев, гербарии, почвы, мхи и лишайники и другие.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными из различных областей наук:
• Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
• Развитие элементарных математических представлений
• Познакомить с основными чертами рельефа планеты.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов;
3. Развитие у детей умственных способностей:
• Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
• Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Месяц Темы занятий-экспериментов
первая неделя вторая неделя третья неделя четвертая неделя
Октябрь 2. Какая бывает вода? 3. Вода — растворитель. Очищение воды 4. Сила тяготения 5. Упрямые предметы
Ноябрь 6. Волшебные стеклышки 7. Почему предметы движутся? 8. Хитрости инерции 9. Что такое масса?
Декабрь 10. Воздух 11. Солнце дарит нам тепло и свет 12. Почему дует ветер? 13. Почему не тонут корабли?
Январь — 14. Путешествие Капельки 15. Чем можно измерить длину? 16. Всё обо всём
Февраль 17. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? 18. Откуда взялись острова? 19. Как проис-ходит изверже-ние вулкана? 20. Как появляются горы?
Март 21. Испытание магнита 22. О «дрожалке» и «пищалке» 23. Как сделать звук громче? 24. Почему поет пластинка?
Апрель 25. Как образуются метеоритные крате-ры? 26. Почему в космос летают на ракете? 27. Секретные записки 28. Что такое молния?
Май 29. Почему горит фонарик? 30. Электрический театр 31. Радуга в небе 32. Забавные фокусы
План работы в детской лаборатории с детьми старшего дошкольного возраста
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая энциклопедия дошкольника. — М., 1999.
2. Бондареико А. А., Гуркова И. В. Что это? Кто это? Толковый словарь. — М., 1996.
3. Беловика И., Найденская Н. Планета — наш дом. Мир вокруг нас. — М., 1995.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. —
СПб., 2000.
5. Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. — М., 2000.
6. Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов. М., 2001.
7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб., 1999.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. — М., 2001.
9. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. — М., 1987.
10. Идом X, Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. — М., 1999.
11. История открытий / Пер. с англ. А. М. Голова. — М., 1997.
12. Крейг А. Наука энциклопедия. — М., 1999.
13. Метелина Н. О. Слушай во все уши (опыты со звуком). — М., 1996.
14. Моррис Н. Самые большие острова. — М., 1998.
15. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. — Новгород, 1997.
16. Репьев С. А. Забавные физические опыты // Мастеринга, 1998.
17. Репьев С. А. Забавные химические опыты // Мастерил-ка, 1998.
18. Рыжова Н. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, №4, 1998.
19. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. — М., 1983.
20. Юдин Г. Букваренок. - М., 1996.