Асият Муталимова
Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа по опытно - экспериментальной деятельности
Тема: «Свойства песка».
Старшая группа: воспитатель:Муталимова А. Т.
Актуальность: Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно- исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Публикация «Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности „Свойства песка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель:- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие:
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах песка.
Расширять представления о свойствах песка, развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем ознакомления со свойствами песка, сыпучесть, изменения плотности и веса песка.
Развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарных опытов, наблюдать, делать выводы, анализировать.
Развивать внимание, любознательность, наблюдательность, желание экспериментировать.
Речевое развитие:
Активизировать речевую деятельность.
Закреплять и расширять словарный запас детей словами: сыпучий песок, мокрый, песчинки, лупа.
Продолжать воспитывать культуру общения.
Продолжать учить детей понятно для окружающих объяснять свой замысел, содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику рук.
Учить сохранять правильную осанку в положении сидя.
Закреплять умение правильно двигаться во время подвижной игры, соблюдая правила.
Закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов.
Методы и приемы:
Практические: опыты с песком.
Наглядные: Лэпбук «Знакомьтесь песок и глина», рассматривание глобуса, слайдов, иллюстраций.
Словесные: беседа.
Материалы и оборудование:
Одноразовые стаканчики по 3 штуки на ребенка, песок (обработанный, тарелочки одноразовые на каждого ребенка, ложки одноразовые на каждого, салфетки, банка 3-х литровая-1шт., груша и шланг резиновые, лупы на каждого ребенка, палочка счетные по 2 шт. на каждого.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня хочу вас пригласить поиграть, а с чем, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:
«Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Целый день в него играть».
Что это - ?
Дети: Песок.
Сюрпризный момент (воспитатель вносит «Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д.).
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: сегодня вы будете исследовать песок, познакомитесь с его свойствами.
Дети садятся за столы (на столах стоит оборудование для проведения опытов).
Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах.
Дети: дети перечисляют оборудование.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила работы с песком :
-песок нельзя брать в рот
- песок нельзя сыпать в глаза
- с песком нужно работать аккуратно, не рассыпать его
-после работы с песком нужно помыть руки
Опыт №1
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте ее на тарелку.
Воспитатель: Легко ли сыплется песок?
Дети: Песок сыпется легко.
Воспитатель: А почему он легко сыплется?
Дети: Потому что он сухой и сыпучий.
Воспитатель: А если бы он был мокрый, он сыпался бы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, он бы лепился.
Воспитатель: А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется.
Дети: Увеличительное стекло, лупа.
Воспитатель: Правильно, оно так называется, потому что увеличивает.
Воспитатель: Возьмем лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит?
Дети: Зернышки, камешки.
Воспитатель: Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель: Как выглядят песчинки?
Дети: Они очень маленькие, круглые, прозрачные.
Воспитатель: Давайте посмотрим, чем песчинки похожи, а чем отличаются друг от друга.
Дети внимательно рассматривают и предлагают варианты ответов (размер, цвет, форма).
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по форме, размеру и цвету.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите два стаканчика с песком. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок. Каким стал песок?.
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Возьмите в одну руку стакан с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее?
Дети: Сырой песок.
Воспитатель: А знаете почему? Потому что у сырого песка, между песчинками прячется вода, а у сухого песка прячется легкий воздух.
Вывод: Сырой песок тяжелее сухого.
Опыт №3
Воспитатель: Возьмем палочки и воткнем их в стаканчик с мокрым и сырым песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что его легче поместить, в мокрый песок или сырой?
Вывод: Мокрый песок, палочку воткнуть трудно, а в сухой песок легче, палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга. Мы уже выяснили, что песок рыхлый.
Физкультурная минутка «Музыкальная Акулёнок»
Игра «Песчинки и ветер»
Воспитатель:
- Дети, давайте поиграем. Вы будите –песчинками, а «ветер» прилетит к вам в гости.
Дети становятся песчинками. Каждый ребенок встает, не прикасаясь, друг к другу.
Воспитатель: «Дети, как только к вам прилетит «ветер», вы должны потихонечку убегать, не прислоняясь друг к другу, как песчинки (дети бегают по ковру, а когда ветер стихнет вы должны остановиться. А кто скажет, почему песчинки останавливаются (ветер стих) Молодцы правильно!
Вывод: Песок очень легкий, его может поднимать ветер.
Воспитатель: Отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт №4
Воспитатель показывает этот опыт для детей.
- Ребята, а сейчас посмотрите, какой легкий песок, как он будет легко убегать от ветра. Опыт показывается с трех литровой банкой, внутри которой песок, банка закрыта полиэтиленовой крышкой, в которой есть отверстие в него вставлена трубочки с резиновой грушей, через которую подается «ветер»(путем нажатия на грушу). Песок движется по банке.
Вывод: Песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра.
Опыт № 5
В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок,надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т. к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства : плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где его можно применить (Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок ( на экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).
Итог
Воспитатель: «Ребята, сегодня при помощи опытов, мы с вами узнали много нового о песке, показали опыты и научили рисовать Незнайку. Что мы узнали о песке?»
Ответы детей:
-песок состоит из песчинок;
-сухой песок сыпучий;
-мокрый песок тяжелее сухого.
Спасибо детки. Все были молодцы! Вам понравилось (ответы детей).