Анна Дик
Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию «Из любой бумаги мастерим, как маги» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Публикация «Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию „Из любой бумаги мастерим, как маги“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Актуальность программы
Наши пальцы органически связаны с мозгом и речевым центром. В связи с этим тренируя руки, стимулируется саморегуляция организма, повышается функциональная деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. Бумага – один из самых простых, доступных, легкообрабатываемых материалов, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). К тому же, любая работа с бумагой - складывание, вырезывание, скручивание, не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает ребенку возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).
Цель работы кружка : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей через укрепление мелкой моторики, в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи кружка :
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Закрепить основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие :
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Особенности программы:
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Основные способы и формы работы с детьми.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -33, время занятий 15-20 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-5 лет и рассчитана на один год обучения.
Продолжительность
1 час
Периодичность в неделю
1 раз
Кол-во часов в неделю
1 час
Кол-во часов в год
34 часа
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь :
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА,
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (помесячно)
(для детей средней группы)
№ занятия Тема Цель
1 2 3
Октябрь
1 Волшебная бумага Познакомить детей со свойствами бумаги : мнется, рвется, складывается и т. д;
Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;
Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
2 Мозаичная аппликация: «Гусеница» Познакомить детей с новой техникой : мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали
3 Мозаичная аппликация: «Воздушные шары» Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.
4 Мозаичная аппликация на тему: «Цветы» (космея) Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
5 Мозаичная аппликация на тему: «Машина» Упражнять детей в вырезании. Учить подбирать цвета, составлять целое из частей. Развитие эстетического восприятия. Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться.
Ноябрь
6 Техника «Бумажный комочек».
Тема: «Солнышко» Познакомить ребят с новой техникой: бумажный комочек.
Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка : поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
7 Поделка в технике «Бумажный комочек». Тема:
«Рыбка» Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде.
Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.
8 Поделка в технике «Бумажный комочек»
Тема: «Ёжик» Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
9 Поделка в технике «Бумажный комочек»
Коллективная работа «Осенний лес» Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.
Декабрь
10 Бумажная полоска «Петля»
Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.
11 Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек - поделка «Снегири»
Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.
12 Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка (2 занятия)-
«Еловые ветки» Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.
13 Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка -«Еловые ветки»
Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.
Январь
14 Поделки в технике «Квиллинг»
Тема: «Белая береза» Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.
15 Поделки в технике «Квиллинг» - «Снеговик» Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.
16 Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка» Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.
Февраль
17 Поделки в технике «Квиллинг» «Паучок» Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.
18 Поделки в технике «Квиллинг» «Веселые утята» Закреплять умение работать в технике квиллинг. Учить выполнять объемную работу, дополнять поделку деталями. Воспитывать умение доводить работу до конца. Развивать творческие способности, воображение.
19 Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета» Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.
20 Поделки в технике «Квиллинг» - «Светофор» Повторение правил дорожного движения, техники безопасности. Формирование деталей приемом «свободная спираль». Правильно располагать детали, развивать чувство ритма и цвета. Аккуратно наклеивать детали на заготовку. Формирование эстетического чувства.
Март
21 Объемные поделки
Прием складывания: «Подарок маме».
Познакомить детей с приемом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой, с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот прием складывания «Книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение.
22 Объемные поделки
Прием складывания: «Автобус»
Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение.
23 Объемные поделки
Прием складывания: «Медвежонок»
Закреплять умения мастерить поделки, используя прием складывания «книжечка». Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
24 Объемные поделки
Игрушка из картона – «СЛОН»
Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – конструировать из бумаги объемные фигуры, при помощи надрезов, без клея. Развивать пространственное воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Апрель
25 Оригами из кругов
«ГРИБОК» Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя);
Поделка «ГРИБОК». Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.
26 Оригами из кругов
«Божья коровка» - продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам;
- Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
27 Оригами из кругов
«Разноцветный зонтик» - Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом круга;
- складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов.
Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
28 Оригами из кругов
Коллективная работа на тему :
«Аквариум» Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело.
Май
29 Оригами из квадрата
История о любопытном уголке учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение;
30 «Парус и рыбка» - продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство.
31 «Бабочка» - Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение.
32 «Собачка Тузик и его друзья» Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям. Базовая форма «Книжка»; закрепить умение складывать квадрат в треугольник; сгибать получившийся треугольник в разных направлениях. Развивать стремление к самостоятельным действиям, доводить начатое дело до конца, преодолевать возникающие трудности.
33 Коллективная работа
«Город». Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами: долина, линия перегиба, познакомить с еще одним условным обозначением «переворот» развивать уверенность в своих силах и способностях. Учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться.
Работа с родителями.
Календарно – тематическое планирование работы с родителями
на 2019 – 2020 учебный год.
Сентябрь.
Консультация на тему:
«Пальцы помогают говорить».
«Октябрь.
Консультация на тему:
«Нетрадиционные техники рисования разными материалами и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Ноябрь.
Анкетирование на тему:
«Любознателен ли Ваш ребёнок?»
Декабрь.
Консультация на тему:
«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту».
Январь.
Буклеты для родителей на тему:
«Рисуем» бумагой вместе с ребёнком».
Февраль.
Мастер – класс на тему :
«Изготовление ёлочки способом пластилинографии».
Март.
Презентация на родительском собрании на тему:
«Увлекательное превращение бумаги».
Апрель
Памятка для родителей на тему:
«Не пропустите гения!»
Май.
«Наши семейные достижения» - выставка работ, выполненных родителями и детьми в домашних условиях (по замыслу участников).
Методы обеспечения.
Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.
Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности
Приёмы, используемые в программе.
-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
-показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);
-рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
Диагностическая карта оценки деятельности детей.
№ п Ф. И. ребёнка Технические навыки Знание цвета, формы, величины Проявление самостоятельности Проявление интереса Речь в процессе рисования ИТОГ
Критерии оценки:
Высокий уровень развития : 2,5 – 3 балла
Средний уровень : от 1,6 до 2, 4 балла
Низкий уровень: ниже 1,5 балла
1 полугодие:
Количество детей с высоким уровнем :
Количество детей со средним уровнем :
Количество детей с низким уровнем :
2 полугодие:
Количество детей с высоким уровнем :
Количество детей со средним уровнем :
Количество детей с низким уровнем :
Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С. В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н. И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. Р. Гибсон. Поделки. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.
8. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. -Петербург 1998.
9. И. М. Петров «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000. 12. Л. В. Пантелеева «Детское рукоделие» М. ; Просвещение, 2005 13. Е. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» М. ; Айрис-пресс, 2006 14. Ребёнок в детском саду 2006, №1 7. Игра и дети. 2006 №3