Приложение МААМ

Программа кружка «Лего-мастер»

Ирина Мандрыкина
Программа кружка «Лего-мастер»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Введение ФГОС ДО, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

Публикация «Программа кружка „Лего-мастер“» размещена в разделах

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.

Актуальность программы заключается в том, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы : на занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: на занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей LEGO-конструированию целесообразно использовать следующие методы и приемы.

Методы Приёмы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура работы.

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

Развитие комбинаторных способностей.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Ожидаемый результат реализации программы :

Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;

об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов:

Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

Выставки по LEGO-конструированию;

Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Список литературы

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.

7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.

8. https://www.int-edu.ru/

9. https://www.lego.com/ru-ru/

10. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

11. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa

Учебный план кружка «LEGO – конструирование. Самоделка»

На основе электронного конструктора «Знаток ТМ»

Октябрь

Занятие 1 «Лампа»

Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Электрический вентилятор»

Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Ноябрь

Занятие 1 «Последовательное соединение лампы и вентилятора»

Цель: учить последовательно соединять лампу и вентилятор; замыкать и размыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Параллельное соединение лампы и вентилятора»

Цель: учить параллельно соединять лампу и вентилятор; замыкать и размыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию

Занятие 3 «Светодиод»

Цель: объяснить, что для светодиода достаточен даже небольшой ток; развивать внимание, кругозор, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Проверка проводимости светодиода»

Цель: учить менять полярность светодиода для регулировки его работы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Декабрь

Занятие 1 «Тестер электропроводимости»

Цель: учить с помощью тестера проводит ли ток тот или иной, встречающийся в повседневной жизни, предмет; развивать внимание, кругозор, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Летающий пропеллер»

Цель: учить устанавливать пропеллер, изменять направление его вращения; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Музыкальный дверной замок с ручным управлением»

Цель: учить работать по схеме; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Сигналы»

Цель: учить соединять клеммы, работать со схемами; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Январь

Занятие 1 «Лампа»

Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Электрический вентилятор»

Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Февраль

Занятие 1 «Лампа»

Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Электрический вентилятор»

Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Март

Занятие 1 «Лампа»

Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Электрический вентилятор»

Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Апрель

Занятие 1 «Лампа»

Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Электрический вентилятор»

Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Май

Занятие 1 «Лампа»

Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 3 «Электрический вентилятор»

Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»

Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.

Публикации по теме:

Авторская программа «В мире лего» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Программа «В мире лего» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного.

Дополнительная общеобразовательная программа кружка технической направленности «Лего-мастер» Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Концепция 1.2. Актуальность 1.3. Новизна 1.4 Педагогическая целесообразность 1.5 Принципы построения.

Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Цель: Развитие познавательной активности детей.

Образовательная программа «Картина пластилином». Программа дополнительного кружка для детей 3–4 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 3 2. Пояснительная записка 4 3. Учебно-тематический план 6 4. Содержание изучаемого курса 8 5. Методическое.

Программа детско-родительского клуба по лего-конструированию Оглавление: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание 4. Методическое обеспечение 5. Список литературы 6.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Актуальность Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных.

Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР муниципальный.

Программа по Лего-конструированию для детей 5–6 лет Пояснительная записка Введение Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным.

Рабочая программа кружка кружка словесного творчества «У Лукоморья» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 6 «Колосок» п. Гигант Сальского.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лего-конструирование» для 2 класса Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лего-конструирование» учебник: «Конструирование» автор: Волкова С. И. издательство/год:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Лего-мастер»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 04:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Лего-мастер»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мандрыкина (УИ 123687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД