Ирина Мандрыкина
Программа кружка «Лего-мастер»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Введение ФГОС ДО, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
Публикация «Программа кружка „Лего-мастер“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность программы заключается в том, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Принципы построения программы : на занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи: на занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию целесообразно использовать следующие методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура работы.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы :
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма представления результатов:
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки по LEGO-конструированию;
Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
8. https://www.int-edu.ru/
9. https://www.lego.com/ru-ru/
10. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
11. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa
Учебный план кружка «LEGO – конструирование. Самоделка»
На основе электронного конструктора «Знаток ТМ»
Октябрь
Занятие 1 «Лампа»
Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Электрический вентилятор»
Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Ноябрь
Занятие 1 «Последовательное соединение лампы и вентилятора»
Цель: учить последовательно соединять лампу и вентилятор; замыкать и размыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Параллельное соединение лампы и вентилятора»
Цель: учить параллельно соединять лампу и вентилятор; замыкать и размыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию
Занятие 3 «Светодиод»
Цель: объяснить, что для светодиода достаточен даже небольшой ток; развивать внимание, кругозор, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Проверка проводимости светодиода»
Цель: учить менять полярность светодиода для регулировки его работы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Декабрь
Занятие 1 «Тестер электропроводимости»
Цель: учить с помощью тестера проводит ли ток тот или иной, встречающийся в повседневной жизни, предмет; развивать внимание, кругозор, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Летающий пропеллер»
Цель: учить устанавливать пропеллер, изменять направление его вращения; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Музыкальный дверной замок с ручным управлением»
Цель: учить работать по схеме; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Сигналы»
Цель: учить соединять клеммы, работать со схемами; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Январь
Занятие 1 «Лампа»
Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Электрический вентилятор»
Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Февраль
Занятие 1 «Лампа»
Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Электрический вентилятор»
Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Март
Занятие 1 «Лампа»
Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Электрический вентилятор»
Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Апрель
Занятие 1 «Лампа»
Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Электрический вентилятор»
Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Май
Занятие 1 «Лампа»
Цель: познакомить детей с конструктором, учить замыкать и размыкать выключатель для загорания лампы; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 2 «Лампа, управляемая магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон; показать, что лампа может управляться магнитом; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 3 «Электрический вентилятор»
Цель: учить устанавливать пропеллер вентилятора, замыкать выключатель; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.
Занятие 4 «Электрический вентилятор, управляемый магнитом»
Цель: учить заменять выключатель на геркон для получения магнитоуправляемого вентилятора; развивать внимание, мышление, моторику; воспитывать интерес к конструированию.