Альфия Боброва
Авторская программа «В мире лего»
▼ Скачать
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа «В мире лего» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми 6-7 лет в условиях лего-класса. Настоящая Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детского сада № 7 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
Публикация «Авторская программа „В мире лего“» размещена в разделах
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
6. Устав образовательной организации.
Внедрение ФГОС ДО предполагает использование в работе воспитателя новые педагогические технологии. Одной из этих технологий является использование ЛЕГО-конструкторов, другими словами ЛЕГО-технология.
Необходимостью создания данной авторской программы послужил следующий факт: так как «Лего-конструирование» является начальной ступенью такого широкого направления, как «Робототехника», которая все больше и больше внедряется в школьную программу и возможно даже в будущем станет базовым предметом, в связи с тем, что современное общество испытывает необходимость в компетентных по этому вопросу специалистах. А с недавнего времени, с введением ФГОС, по которому дошкольное образование является начальной ступенью общего, нет никаких сомнений в том, что этот выбор правильный.
Построение программы шло по принципу «От простого к сложному». Приоритет отдается поисковым методам: конструированию по замыслу, условиям, схемам и чертежам.
Благодаря этому в сознании дошкольника выстраивается определенная логическая цепочка, позволяющая быть более успешным, в таком сложном этапе конструирования, как «Робототехника».
Кроме того, данный вид деятельности оказывает положительное влияние на становление личности ребенка в целом и на развитие его способностей. Активизирует психические процессы, такие как: мышление, память, воображение, речь, а также уделяет внимание физиологическому развитию.
На мой взгляд работа с детьми по данной дополнительной программе образования позволяет поддерживать детскую активность и инициативу в данном виде деятельности и подготавливает дошкольника к жизни в современном обществе.
Внедрение данной программы дополнительного образования в образовательный процесс дает нам возможность действовать не только в рамках ФГОС, но и также идти в ногу со временем и на выходе получить поколение детей, способных быть успешными, конкурентно способными в будущем.
Сроки реализации программы, возраст воспитанников, участвующих в реализации программы, форма и режим занятий
Представленная программа «В мире лего» рассчитана на 1 год обучения.
Возраст обучающихся – от 6 до 7 лет.
Тематика дополнительного образования по ЛЕГО-конструированию рассчитана на период с сентября по май.
Основная форма организация работы по программе – групповые занятия. Максимальное число обучающихся в группе – от 8 до 10 человек.
Группы комплектуются из обучающихся одного возраста, что позволяет строить занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и определять эффективную методику проведения занятий. Продолжительность занятий– 30 минут 1 раз в неделю, 35 занятий в год. Набор детей для обучения по программе осуществляется в начале учебного года.
Набор учащихся производится по желанию родителей.
Работа «В мире лего» проводится в рамках дополнительного образования.
Курс «В мире лего» является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению «Лего-конструирования» в начальной школе с применением компьютерных технологий «Робототехника».
Актуальность
Актуальность «Лего-конструирования» значима в свете внедрения ФГОС, так как: является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы.
Название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор Lego, переводится как «Играй легко» или «Играй с удовольствием». «Лего-конструирование» для дошкольника – легкая дорога к познанию. Этот вид конструирования больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
«Лего-конструирование» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развиваютобразное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных отношениях.
Внедрение данной программы должно быть основано на базе элементарных представлениях детей о простейшем конструкторе «лего», рассчитанного на младший дошкольный возраст, иначе данная программа дополнительного образования не сможет быть успешной. Дети должны иметь представления о цвете, форме, размере, способах конструирования (таких как наложение, приставление и т. п, только тогда мы можем говорить о более сложных видах конструкторских решений, требующих больше усидчивости, скоординированности действий и дополнительных мыслительных затрат, что подразумевает данная программа дополнительного образования.
ЛЕГО-продукция разнообразна, многогранна и охватывает большой возрастной промежуток своих почитателей. Одно ясно – «Лего-конструирование» для дошкольников никогда не станет скучным занятием, а в будущем подарит много часов увлекательной игры.
Цель: формировать предпосылки к успешной деятельности в новом направлении «Робототехника», который диктует современный мир.
Задачи:
Обучающие:
• закрепление и развитие навыков конструирования по образцу, условию и замыслу;
• развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей;
• обогащение и активизирование словаря, совершенствование монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.
• учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.
Развивающие:
• развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;
• развитие творческих способностей и логического мышления детей;
• развитие образного, технического мышления и умение выразить свой замысел;
• развитие умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные:
• формирование предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• развитие коммуникативной компетенции: участия в беседе, обсуждении - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
• формирование у детей познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы :
• Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
• Принцип научной обоснованности и практической применимости.
• Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».
• Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
• Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• Принцип «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
Формы и методы, используемые в реализации программы :
1. Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.
2. Репродуктивный (воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа).
3. Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
4. Словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей).
5. Проблемный (постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).
6. Игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).
7. Частично-поисковый (решение проблемных задач с помощью педагога).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-технические условия:
1. Кабинет, укомплектованный необходимым инвентарем (Лего-конструкторы, ящики);
2. Ковер;
3. Подборка специальной литературы;
4. Шкафы, стол;
5. Компьютер;
6. Наличие сети Интернет;
7. Проектор;
8. Интерактивная доска.
Оборудование для конструктивной деятельности:
• мольберт
• технологические карты
•инструкции
• Lego-Classic
• Lego Story Starter – «Построй свою историю»
• Городская жизнь Lego
• Общественный и муниципальный транспорт Lego
• Работники муниципальных служб Lego
• Lego Construction Site – «Стройплощадка»
• Набор Lego «Простые механизмы»
• Набор Lego «Первые механизмы»
• Комплект заданий к набору Lego «Первые механизмы»
• Lego Technic – «Техник»
Перспективный план обучения
№ Тема. Содержание занятий Количество
занятий Продолжительность занятия Месяц Оборудование
1. Введение в ЛЕГО – конструирование. Беседа. Знакомство с деталями с видами лего-конструктора. 1 З0 мин Сентябрь
2. Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО-конструированию. Знакомство с деталями лего. 1 30 мин Сентябрь
3. Что нас окружает? Строительство по замыслу. 1 30 мин Сентябрь Lego-Classic
4. Домашние животные. Конструирование модели животного 1 30 мин Сентябрь Lego-Classic
5. Дикие животные. Конструирование модели животного. 1 30 мин Октябрь Lego-Classic
6. Мой город 2 60 мин Октябрь Lego-Classic
7. Конструирование по замыслу 1 30 мин Октябрь Lego-Classic
8. Выставка работ Октябрь
9. Построй свою историю 2 60 мин Ноябрь Построй свою историю
10. Красивый мост 1 30 мин Ноябрь Городская жизнь Lego
11. Грузовик везет кирпичи 1 30 мин Ноябрь Городская жизнь Lego
12. Корабль 1 30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
13. Аэропорт 1 30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
14. Многоэтажные дома 1 30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
15. Конструирование по замыслу 1 30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
16. Выставка работ Декабрь
17. Стройплощадка 2 60 мин Январь Lego Стройплощадка
18. Общественный и муниципальный транспорт
1 30 мин Январь Общественный и муниципальный транспорт Lego
19. Работники муниципальных служб 1 30 мин Февраль Работники муниципальных служб Lego
20. Колеса 1 30 мин Февраль Набор «Простые механизмы»
21. Карета 1 30 мин Февраль Набор «Простые механизмы»
22. Выставка работ Февраль
23. Модель вертушка 1 30 мин Февраль Набор «Первые механизмы»
24. Конструирование по замыслу 1 30 мин Март Городская жизнь Lego
25. Модель волчок 1 30 мин Март Набор «Первые механизмы»
26. Перекидные качели 1 30 мин Март Набор «Первые механизмы»
27. Небоскребы 1 30 мин Март «Мои первые конструкции»
28. Башни 1 30 мин Апрель «Мои первые конструкции»
29. Конструирование по замыслу 1 30 мин Апрель Lego-Classic
30. Экскаватор 2 60 мин Апрель Lego Technic – «Техник»
31. Трактор 2 60 мин Май Lego Technic – «Техник»
32. Вездеход 2 60 мин Май Lego Technic – «Техник»
33. Открытое мероприятие для родителей Май
35
На первом этапе работы дети знакомятся с деталями конструктора: размер, форма, цвет, из чего сделаны, проверяют опытным путем на прочность и плавучесть и определяют название каждой формы (кубик, кирпичик, конус, пластина, башмак, балка, ось, фиксатор, втулка).
Далее на этом же этапе (3 – 6 занятие) используем 2 вида более упрощенного лего, такие как: «Lego-Classic – Лего Классик», этот вид лего развивает мелкую моторику, воображение, дети приобретают навыки общения, усидчивость, терпение и стремление добиваться поставленных целей и «Lego Story – Построй свою историю» (7-8 занятия) – детали этого вида конструктора развивают пространственное мышление и физическую подготовку, помогает учиться хорошо разговаривать и запоминать новые слова, а так же придумывать свои истории об окружающем мире. Они прекрасно научатся работать в команде и создавать совместные строения. Данный набор предназначен для развития фантазии, речи, логики, обучения работе в команде и социальной адаптации. Он больше направлен на развитие творческих и коммуникативных навыков.
На втором этапе работы усложняем виды предлагаемых моделей с помощью увеличения деталей и с использованием различных видов конструктора: лего – «Стройплощадка», «Общественный и муниципальный транспорт» Lego, «Работники муниципальных служб Lego и «Городская жизнь Lego». Эти виды конструкторов также развивают пространственное мышление ребенка, физическую подготовку, прекрасно учат работать в команде, создавать совместные строения. А также ребята знакомятся с правами и обязанностями городской жизни.
На третьем этапе работы конструкторы усложняются и добавляются новые: «Lego Education – Простые механизмы», «Первые механизмы», где лего помогает ребятам ознакомиться с отдельными основными принципами механики во время построения моделей, где применяются колеса, оси, весы, зубчатые колеса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с этими наборами Лего у детей будет превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъемная сила, устойчивость конструкции, исследовать простые механизмы, создать настоящие инструменты для измерений. Этот вид лего предполагает первое знакомство с основными понятиями естественных наук и опыт построения моделей, содержащих колесные пары, рычаги и зубчатые колеса. Далее добавляем лего «Мои первые конструкции». В отличие от набора «Первые механизмы», этот вид конструктора обучает ребят понимать принцип работы колес, шкивов, рычагов и других простых механизмов. Работать в коллективе сверстников. Правильно употреблять технические термины и понятия. Исследовать такие параметры конструкций, как гибкость, устойчивость, жесткость.
На последнем 4 этапе мы используем сложный вид Lego Technic – «Техник». Все модели этой серии настолько точно повторяют оригинальный транспорт что привлекают внимание даже взрослых. В этой уникальной серии представлены многофункциональные конструкторы, все игрушки являются точной копией настоящих машин и не только по внешнему виду, но и функциональности: двери моделей открываются, колеса крутятся, а кузов грузовика откидывается. Этот вид конструктора вызывает у ребенка интерес к технике, и он узнает о множестве различных профессий. Также он развивает мелкую моторику рук и фантазию.
Этот этап является заключительным и подводит итог всей проделанной работе. Позволяет совместить все этапы между собой при создании самых сложных и объемных композиций.
Итоговым мероприятием станет создание коллективной композиции (например, макет стройплощадки, городской жизни и с добавлением моделей транспорта) и ее презентация.
Ожидаемый результат реализации программы :
• дети будут иметь представления о деталях «Лего» и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями;
• сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
• дети научатся анализировать и делать простые умозаключения; усвоят алгоритмы исследования объектов; научатся ставить цель и находить пути ее достижения, будут проявлять самостоятельность в поиске решений, проявлять поисковую активность и умение извлекать в ее ходе информацию об объекте;
• появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива; • улучшатся процессы восприятия, памяти, мышления, внимания;
• повысится интерес и мотивация к обучению, дети будут быстрее включаться в активный познавательный процесс;
• сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Основным методом определения результативности является педагогическое наблюдение за процессом деятельности дошкольников, а также педагогический анализ результатов деятельности (детских работ).
Список используемой литературы
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
2. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
4. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
5. Основная образовательная программа МАДОУ – детский сад №7.