Обухов Сергей Александрович
Круговая тренировка в физическом воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Круговая тренировка – это организационно-методическая форма заня-тий, основу которой составляет серийное (слитное или с интервалами) повторе-ние нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной схемой. Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 5 – 10 «станций» (мест с соответ-ствующим оборудованием для каждой из них, которые располагаются в с/зале или на спортивной площадке по кругу, но так чтобы путь через них образовы-вал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений. Эффект переключения (смены деятельности) создаёт благоприятные возможно-сти для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- УО, умственная отсталость. Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроке адаптивной физической культуры, по моим наблюдениям, неплохо справляются с таким заданием. Естественно, в комплексы круговой тренировки стараюсь включать сравнительно несложные технически и предварительно хо-рошо изученные движения. Весь круг в одном занятии повторяется от 1 до 5 раз (слитно или с интервалом, дозируются общее время прохождения, интер-валы отдыха и число повторений. Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, одна-ко при этом обязательно следует учитывать их анатомо-физиологические, мо-торные и психологические особенности. Приведённая ниже схема расположе-ния «станций» соответствует конкретному спортивному залу, в котором была апробирована круговая тренировка, но она может варьироваться с изменением условий. По желанию учащихся вводятся дополнительные «станции» или заме-няются какие-либо «станции» из предложенных.
Мой вариант круговой тренировки рекомендуется использовать в течение 3 – 5 занятий. При разучивании упражнений на первом занятии учащиеся вы-бирают капитана, обладающего ловкостью, уверенностью. Он, по заданию учителя, начинает прохождение «станций» по порядку, остальные дети наблю-дают за ним. Затем все учащиеся проходят первый круг, правильно и до конца выполняя упражнения на всех «станциях». На втором занятии учащиеся испол-няют уже знакомые упражнения, поэтому, чтобы увеличить моторную плот-ность, необходимо до начала круговой тренировки расставить детей по «стан-циям» по три-четыре человека на каждой. При проведении круговой трениров-ки желательно использовать музыкальное сопровождение с четким ритмом.
По моим наблюдениям, целесообразно проводить круговую тренировку в основную часть физкультурного занятия, после предварительной разминки, включающей разновидности ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений. Привожу пример круговой тренировки «Матросы на корабле в шторм».
Схема круговой тренировки :
1-я станция – гимнастическая скамейка;
2-я станция – гимнастическая стенка;
3-я станция – дуги, установленные туннелем;
4-я станция – канат, лежащий на полу;
5-я станция – гимнастическая скамейка;
6-я станция – кегли (8 – 10 штук).
1 ст. «По палубе в шторм». Проползание на четвереньках по гимнастиче-ской скамейке.
2 ст. «Взбираемся по рейкам». Подняться на первый пролёт гимнастиче-ской стенки, приставным шагом перебраться на второй пролёт гимнастической стенки, спуститься вниз. Тоже самое повторить на третьем, четвёртом пролетах, спуститься вниз. Учитель страхует, чтобы учащийся не упал.
3 ст. «Спуск в трюм». Проползание под дугами, составленными тунне-лем.
4 ст. «Переход на соседнюю мачту». Переход по канату (скакалке, ле-жащему на полу, стараясь не потерять равновесие.
5 ст. «По скользкому трапу». Проползание по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках.
6 ст. «Между подводными рифами». Бег «змейкой», обегая кегли, стара-ясь не задевать их.
Вывод. Круговая тренировка выполняется по типу непрерывного дли-тельного упражнения с преимущественной направленностью на развитие об-щей выносливости. В процессе выполнения задания совершенствуются навыки движений (ползания, лазанья, равновесие, развиваются навыки совместных взаимодействий. Упражнения в ползании по гимнастической скамейке, приме-няемые в круговой тренировке, укрепляют мышцы туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб, создают условия для формирования мышц, обеспечивающих антигравитационные реакции в вертикальном положении тела, способствуют развитию равновесия. Движения лазания (влезание – слезание, используемые в круговой тренировке, укрепля-ют мышцы спины и брюшного пресса, способствуют формированию правиль-ной осанки, усиливают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и дру-гих систем, совершенствуя таким образом физические функции организма. По-переменные сокращения и расслабления определенных групп мышц, характер-ные при выполнении движений влезания – слезания особенно важны для уча-щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, когда статическое напряжение наиболее утомительно. Данные выполняемые упраж-нения позволяют восстанавливать энергетические силы.
Методическая литература
1. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развиваю-щего обучения. -М. : ТЦ «Сфера», 2009.
2. В. М. Мозговой, д. п. н., профессор. Современные подходы к физическо-му воспитанию умственно отсталых детей. – М. : изд-во «Образование», 2011.
3. М. В. Тарасова. Я иду на урок. Пособие для учителя. – М. : «Первое сен-тября», 2002.
4. И. М. Бгажнокова, к. п. н., профессор. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – 181 с. – (коррекци-онная педагогика).
5. Обухова Н. И., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здо-ровья, или школа докторов природы. – М. : ВАКО, 2007.