Агиба Васильевна
Круглый стол с участием родителей «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
«Воспитание детей начинается с рождения… их родителей».
А. С. Макаренко
Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах формирования культурно-этической компетенции со стороны взрослых.
Задачи:
1. Расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни дошкольника.
Публикация «Круглый стол с участием родителей „Воспитание культуры поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
3. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
4. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей 5. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Участники : родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть. (Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».)
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки? (высказывания родителей)
Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам. Скажите, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться? (высказывания родителей) Верно, вежливым и воспитанным.
Исходя и этого, как вы уже догадываетесь темой нашего собрания является «Воспитание культуры поведения у дошкольников».
Разминка: Сейчас я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью этого солнышка.
Вариант 1. Приветствие «Я рада видеть вас». (Родители и воспитатель становятся в круг. У каждого на груди - бейдж с именем и отчеством. В руках у воспитателя игрушка солнышко.)
Воспитатель. Я рада видеть всех вас и вас (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко, называя по имени и отчеству). (Передавая игрушку, родитель обращается к стоящему рядом с такими же словами и т. д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.)
Вариант 2. Разминка с мячом.
-Закончите фразу: «Культура поведения - это.» (Родители заканчивают фразу по очереди и передают мяч друг другу).
- Каким должен быть культурный человек?
(Родители по очереди высказывают свое мнение. Движение мяча продолжается.) Теперь дорогие родители, я вам предлагаю решить вот эти ситуации.
Ситуация первая. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Вопросы:
1. Как дальше будет развиваться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?
Ситуация вторая.
В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
1. В чем состоит педагогический просчет матери?
2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
3. Как вы поступили в таком случае?
Ситуация третья.
В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую. - Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери. - Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы. Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану :- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.
После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье.
Это:
• Любовь и взаимное уважение.
• Взаимопонимание и взаимовыручка.
• Ценность и личная значимость каждого числа семьи.
• Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.
• Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители — пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом».
(Себастьян Брандт).
II. Основная часть
Сейчас, играя мы с вами попытались дать понятие культуре поведения. Давайте послушаем какое понятие дает наука.
Культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения :
• культура деятельности;
• культура общения;
• культура речи;
• культурно-гигиенические навыки.
До родительского собрания мы побеседовали с детьми. Им были заданы следующие вопросы: «Какие вежливые слова ты знаешь?», «Кто такой вежливый человек?», «А ты вежливый?», «Почему?»
Предлагаю послушать наиболее интересные ответы.
(Зачитывается текст с ответами детей.)
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью. Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Родители для ребенка - камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. Чтобы воспитать в ребенке привычку культурного поведения перед педагогом встают следующие педагогические задачи.
Педагогические задачи
• Обеспечить условия для нравственного воспитания детей.
• Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
• Приучать общаться без свойственной возрасту крикливости.
• Продолжать формировать образ «я». Помогать детям осознавать, кто они и какие они. Сообщать им разные сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п., в том числе сведения об их прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о произошедших с ним изменениях (умеешь рисовать, танцевать).
• Формировать доброжелательное отношение ко всем детям группы, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
• Формировать такие качества, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку различать состояние человека, решать, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
• Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
• Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
• Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне и столовой.
• Формировать навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
• Формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности.
• Формировать умения выполнять действия в ходе режимных процессов.
• Формировать бережное отношение к игрушкам, к труду старших.
Давайте с вами порассуждаем теперь над следующим вопросом: с чего следует начинать воспитание культуры поведения?
(Родители высказывают свои предположения, опираясь на опыт семейного воспитания.)
С создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребенка появляется фея в волшебном фартуке, в котором находится секрет. Пусть от нее придет записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях - появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился - маска одного из гномов, если ведет себя совсем плохо - маска дракона. Именно вы, родители, авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем.
Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.
Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? (высказывания родителей). Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим. Чаще вспоминайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала.
И сейчас мы с вами порассуждаем…
Вопросы для обсуждения
- Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребенка надо тогда, когда не все получается, авансом, или же следует хвалить только за результат? (высказывания родителей).
- Как часто и за что вы хвалите своего ребенка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи? (высказывания родителей).
Давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.
Упражнение-конкурс «Кто дольше сможет хвалить ребенка за проявление вежливости?»
(Родители, называют фразы, которыми они хвалят ребенка и передают игрушку по кругу. Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
III. Заключительная часть
Подведение итогов собрания
Путь от формирования у детей представлений о хорошем до их правильного поведения очень сложен и требует постоянной кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей.
Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого своего ответа будет сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения. Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.
Рефлексия
Участники обмениваются мнениями по поводу проведенного собрания, высказывают пожелания на будущее, передавая солнышко по кругу. Воспитатель говорит о том, что сегодня все прекрасно работали, определили задачи на ближайшее будущее, которые предстоит решать, попытались взвесить свои потенциальные возможности для их решения, были активными. Уважаемые родители я вам предлагаю памятку которая поможет вашему ребенку подружиться с этикетом.
Игротека в кругу семьи
Уважаемые родители! Вам предлагаются стихи, игры, художественная литература, которые помогут Вашему ребёнку подружиться с этикетом.
Что такое ЭТИКЕТ?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения :
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
(А. Усачёв)
«Волшебные слова»
Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).
” Игра “Назови привычку
Мыть руки перед едой – это полезная привычка.
Чистить зубы перед сном – это полезная привычка
Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.
Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.
Грызть ногти – это вредная привычка.
Стричь ногти – это полезная привычка
Словесная игра «Вежливо – невежливо»
Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны! (Правила можно изменить).
Поздороваться при встрече – (вежливо)
Толкнуть, не извинившись – (невежливо)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …
Сказать спасибо и пожалуйста - …
Повернуться к собеседнику спиной - …
Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …
Сказать ласковое, доброе слово - …
Пожелать доброго пути - …
Игра «ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ…»
…Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение.
Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.
Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом
Что случиться, если все дети будут говорить неправду.
Что случиться, если люди перестанут беречь природу.
Что случиться, если дети будут есть только сладости.
Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если все будут ссориться
Что случиться, если не закрывать воду в кране.
Художественная литература для чтения:
В. Осеева «Волшебное слово»
Произведения Г. Остера
Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»
С. Мирошниченко «Случай в городе едоков»
Сказка «Всякий человек в труде познается»