Наталья
Круглый стол «Пути преодоления недоразвития фонематического слуха. Развивающие игры и упражнения для учащихся с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки как можно раньше, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
Публикация «Круглый стол „Пути преодоления недоразвития фонематического слуха, Развивающие игры и упражнения для учащихся с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Круглый стол для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.
Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
В речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать «кодом» языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Изучением звукового состава речи занимается фонетика.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Понятие фонематический слух.
Что же такое фонематический слух? Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
Особенности развития фонематического слуха у детей с ОВЗ
В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками. Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению).
Как правило это:
- свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с;
- соноры: р-л;
- твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;
- звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к и т. д.
Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению: (например: дом -том, рак -лак, лук -люк, жук -щук). В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения, у других – лексико-грамматические. Такие дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Несформированность фонематического слуха ведет не только к нарушениям при произношении звуков. У детей нарушается грамматический строй речи: они плохо различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги, общие суффиксы. Дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.
Пути преодоления недоразвития фонематического слуха.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна. Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Сейчас давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос».
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит (голоса детей в группе).
Игра «Громко–тихо».
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра «Три медведя».
Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (крыса, крыша). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно–неверно».
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (кот, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
Игра «Кто это?»
Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком начальных навыков анализа и синтеза. Самый сложный уровень, но даже учащихся с ОВЗ необходимо обучать находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Отгадай слово»
Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (. ампа, мы. о,. ук, кук. а, мас. о).
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!