Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Развивающие игры и упражнения «Защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
День защитника Отечества. Это праздник мужественных людей, любящих свою Родину, готовых охранять и защищать ее рубежи. Предлагаю Вашему вниманию развивающие игры и упражнения по теме «Защитники Отечества» для детей дошкольного возраста. Игры помогут педагогам сформировать у ребят представления об армии, познакомить их с военными профессиями, воспитать уважение к людям, защищающим свою страну, чувство патриотизма, стремление подражать защитникам Отечества в смелости и силе.
Публикация «Развивающие игры и упражнения „Защитники Отечества“» размещена в разделах
«Ответь на вопрос»
Воспитатель читает стихотворение:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья.
Слава Армии родной в день ее рожденья!
Затем предлагает детям ответить на вопросы:
• Какой праздник отмечают в феврале? (День защитника Отечества — папин праздник.)
• Что такое Отечество?
• Ребята, как называются люди, чьей профессией является защита Родины? (Военные, защитники Отечества.)
• Что означает слово «защитники»?
• Где служат военные? (в армии.)
• Кто служит иди служил в армии? (юноши, мужчины, папы, дедушки и т. д.)
«Военные профессии»
Воспитатель рассказывает детям о том, что в армии служат люди разных профессий, и предлагает вспомнить их.
• Если папа служит на границе, значит, он. (пограничник).
• Если папа служит на корабле, значит, он. (моряк).
• Если папа управляет самолетом, значит, он. (летчик).
• Если папа управляет танком, значит, он. (танкист).
• Если папа прыгает с парашютом, значит, он. (десантник).
• Если папа управляет подводной лодкой, значит, он. (моряк подводник).
• Если папа умеет разминировать минное поле, значит, он. (сапер).
• Если папа умеет стрелять из орудия, значит, он. (артиллерист).
• Если папа управляет ракетами, значит, он. (ракетчик).
«Один — много»
Игра с мячом. Воспитатель бросает детям мяч и просит дополнить предложение.
В нашей армии не один солдат, а много. (солдат).
В нашей армии не один летчик, а много. (летчиков).
В нашей армии не один танкист, а много. (танкистов).
В нашей армии не один артиллерист, а много. (артиллеристов) и т. д.
«Укрась слово»
Воспитатель делит детей на две команды и предлагает им подобрать прилагательные к словосочетанию «защитники Отечества». Выигрывает та команда, которая назовет больше слов. Защитники Отечества какие? (Смелые, сильные, отважные, храбрые, меткие, умелые, героические, мужественные, доблестные, бесстрашные, находчивые, внимательные и т. д.)
«Что умеют делать защитники Отечества»
Игра с микрофоном. Воспитатель передает микрофон по кругу детям, задавая вопрос:
Что умеют делать защитники Отечества? (Служить, стрелять, защищать, охранять, наступать, командовать, целиться, плавать, летать и т. д.)
Двигательная игра «Полоса препятствий»
Воспитатель предлагает детям преодолеть полосу препятствий (прыжки из обруча в обруч, пролезть под дугой, пройти по веревке и т. д.).
Препятствия выбирает воспитатель по своему усмотрению.
«Шифровка»
Воспитатель раздает детям индивидуальные карточки — схемы и предлагает соединить последовательно точки, расшифровать спрятанный предмет (танк, ракета, корабль и т. д.).
«Разведчики»
Воспитатель делит детей на две команды, раздает детям план группы и предлагает найти спрятанный предмет. Выигрывает та команда, которая быстрее обнаружит его.
«Лабиринт»
Воспитатель предлагает ребятам лабиринт на военную тематику. Например:
• По какой дорожке должен идти пограничник, чтобы прийти к своей заставе?
• Помоги военному кораблю войти в порт.
• Помоги танкисту пройти к танку.
• И т. п.
Дети выполняют задание, ищут и рисуют правильный путь.
«Как называется человек?»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос, правильно подобрав слово.
• Как называется человек, который летает на вертолете?
• Как называется человек, который ездит на танке?
• Как называется человек, который служит в пехоте?
• Как называется человек, который прыгает с парашютом?
• Как называется человек, который служит на подводной лодке?
«Какое слово не подходит?»
Воспитатель предлагает детям набор слов. Ребятам надо слушать внимательно и выбрать слово, которое не подходит остальным. Объяснить свой выбор.
• Воин, воинский, воет, воевать, война.
• Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
• Граница, заграница, пограничник, граната.
• Таня, танк, танкист, танковый.
«Что общего и чем отличаются?»
Перед детьми на доске пары картинок. Например танк – трактор, пилотка – кепка, футболка – тельняшка, кепка – фуражка и т. п.
Педагог просить рассмотреть пары предметов и найти общие и отличительные признаки.
«Кто (что) лишний и почему?»
Педагог предлагает наборы слов. Ребенок должен определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
• Зенитчик, ракетчик, теннисист (теннисист, так как он спортсмен, а зенитчик и ракетчик — воинские профессии).
• Генерал, автомат, майор (автомат, так как это оружие, а генерал и майор — воинские звания).
• Снайпер, сапер, танкист, артист.
• Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.
«Какое слово отличается от других?»
Воспитатель предлагает детям набор слов. Задача ребят – найти слово, отличное от других, объяснить свой выбор.
• Солдат, солдат, комбат, солдат, солдат.
«Сосчитай до пяти»
Перед детьми предметные картинки. Ребенок выбирает понравившуюся. Воспитатель предлагает посчитать предмет до 5.
• Один легкий танк, два легких танка. пять легких танков.
• Одна подводная лодка.
• Каска…
• Танкист…
• Раненый…
«Объясни словечко»
Воспитатель называет слово, а ребенок должен объяснить его значение:
Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище.
«Продолжи предложения»
Воспитатель предлагает ребятам продолжить начатое им преджложение.
• В армии служит много. (десантников, солдат, офицеров.).
• Наши защитники умеют. (воевать, сражаться.).
«Найди отличия»
Детям предлагается пара картинок по теме. Необходимо найти, чем они отличаются.
«Один —много»
Игра с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет один предмет, а ребенок должен называть много таких предметов: один боец — много бойцов;
один солдат — много. (солдат) и т. д.
«Исправь предложения»
Воспитатель произносить предложение, ребенок должен исправить ршибки:
• Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.
• Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.
«Объясни пословицы»
Воспитатель произносит пословицу о Родине, мужестве, смелости (на выбор педагога).
Дети объясняют ее смысл.
«Отгадай загадки»
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, объясняют, как они отгадали, как догадались.
Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружье, а с дулом. (Танк)
Брызжет огнём,
Гремит, как гром. (Пушка)
Имя девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы разрушит
Легендарная. («Катюша»)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что такое? (Самолет)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полет
Белорусский … (Вертолет)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете. (Пограничник)
Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин)
«Составь предложение с парой слов»
Воспитатель предлагает игрокам пары слов. Задача детей – составить предложением с этой парой.
• Пограничник – собака,
• Солдат – автомат.
«Найди ошибки художника»
На доске картинка на военную тематику. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть ее, найти ошибки художника. Объяснить, как надо нарисовать правильно.
«Что делают?»
Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и спрашивает «Что делает летчик?». Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
Что делает летчик —. (летает, (вертолетчик, танкист, парашютист, подводник, снайпер, сапер, пограничник).