Шейкина
Круглый стол «Развитие связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей и обмен опытом в вопросах развития связной речи детей через составление рассказа.
Задачи:
- уточнить знания воспитателей об этапах, задачах работы и видах образовательной деятельности по обучению составления рассказа по картинам;
Публикация «Круглый стол „Развитие связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- закрепить знания методики составления рассказов по игрушке, картине, по сюжетным картинкам, по мнемотаблицам;
- развивать навыки анализа практической деятельности педагога.
Оборудование: мягкая игрушка "Лиса", картина П. С. Меньшиковой "Ежи", Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», сюжетная картина из серии «Дети играют», сюжетные картинки, мнемотаблицы.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания
основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития и воспитания ребенка.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его умственного и речевого развития.
Вопрос к участникам круглого стола :
Так посредством чего можно формировать связную речь у дошкольников?
Предполагаемые ответы:
1. посредством составления описательных рассказов по игрушкам,
2. по картинам,
3. по серии сюжетных картинок,
4. с помощью использования метода моделирования.
Остановимся подробнее на каждом из этих приемов.
• Составление описательных рассказов по игрушкам
Занятиям по описанию игрушек должна предшествовать предварительно организованная деятельность по их рассматриванию. Для детей младшего возраста необходимо использовать простые игрушки. Новые игрушки полезно рассмотреть в начале года и дать ряд советов: где будут лежать, как ими играть и т. д. В процессе рассматривания выделяются характерные особенности игрушки, детали, их качества, дети овладевают соответствующим словарем.
Для составления описательного рассказа по игрушке малышей лучше знакомить с игрушкой заранее, на кануне вечером. Дети старшего возраста, имея больше опыта, уже могут достаточно быстро и подробно рассматривать ее на занятии.
В подготовительной группе даются более сложные игрушки и инструкции или правила игры с ними.
По методике ознакомления с игрушкой в начале занятия внимательно ее рассматривают, обсуждая, какого цвета, как называется, из какого материала и т. д. После того, как рассмотрели, воспитатель дает образец, используя опорные вопросы, тем самым наталкивая их самих на описание игрушки.
Сегодня для образца я взяла мягкую игрушку «Лису». Давайте попробуем описать ее (только не забываем, что любой предмет должен находиться на уровне глаз ребенка).
• А теперь вспомним методику составления описательных рассказов
по картине
При составлении рассказа по картине во всех возрастных группах используются предметные картинки и сюжетные картины, пейзажи и натюрморты.
Виды образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине :
1) составление описательного рассказа по предметной картине;
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Для обучения составлению описательного рассказа можно брать известные картины, выявлять там главное, выделять основные предметы (объекты) и устанавливать между ними связь.
Для лучшего понимания содержание сюжетной картины с детьми проводят небольшую вводную беседу. Для начала детям нужно осмыслить общее содержание сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях изображенных персонажей, представить предшествующие события. Связно рассказать можно только о том, что хорошо известно. Если картина трудна по содержанию и форме, ее следует подробно рассмотреть заранее, оставив на несколько дней в группе.
Иногда, если позволяет композиция, рекомендуется описывать отдельные части картины с небольшим планом. ( К примеру: что изображено на переднем, заднем плане, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.). А затем составить рассказ о всей картине.
Некоторые картины лучше описывать сразу полностью, чтобы не нарушить целостность восприятия.
(Показать две разные по содержанию картины.)
Практическая часть:
Выставляется картина "Ежи" и задаются опорные вопросы по ней:
-как бы вы назвали эту картину?
-что изображено на этой картине?
-сколько ежат (ежей?
-какое время года? Почему вы так решили?
-как вы думаете, почему мама вывела ежат погулять?
-какая мама ежиха?
-что делают два ежонка? Чем еще питаются ежи?
-почему один ежонок спрятался?
-на что он похож? Каким мы можем назвать этого ежонка?
-что еще видим на картине?
-съедобные или несъедобные эти грибы?
-вам понравилась картина? Попробуем ее описать.
РЕК. Обратить внимание на активизацию словаря и правильность произношения, изменения формы слова (индивидуальная работа)
А сейчас перейдем к еще одной традиционной методике-составлению рассказа по сюжетным картинкам
Кроме настенных картин, для составления рассказов используются и мелкие настольные сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся так же, как занятия с игрушками. Поскольку дети на таком занятии получают новое задание, воспитатель может дать образец рассказа. На дальнейших занятиях он дает лишь указания о содержании: рассказать, кто нарисован, что делает, где. Если позволяет содержание картинок, можно поставить вопрос: когда происходит действие?
Детям шести лет следует указывать на точное описание изображённого, например: около дорожки скамейка, вдалеке домик, справа под кустом прячется зайчик.
Для одного занятия лучше подбирать картинки, сходные по содержанию.
При описании картинок дети выходят, показывают картинку всем и, глядя на нее, начинают описывать. После описания всех картинок, они правильно и в нужном порядке выставляются (вывешиваются) на доске. И составляется целостный рассказ по ним.
Сейчас мы с вами попробуем это сделать.
Практическая часть: давайте сейчас составим рассказ по сюжетным картинкам «Воробей и котята»
Это были традиционные методики обучения составлению описательных рассказов. В настоящее время применяются и другие современные технологии составления и запоминания описательных рассказов.
• Остановимся на одном из таких методов – «Методе мнемотехники».
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Практическая часть: на предварительном занятии данная сказка прочитывается. На следующем занятии по опорным вопросам можно ее вспомнить.
• Кто и где потерял рукавичку?
• Какое время года было в сказке?
• Кто из зверей первый ее нашел?
• Какие еще животные поселились в рукавичке?
• Почему звери пустили в рукавичку кабана и медведя?
• Как рукавичка снова оказалась у деда?
После опорных вопросов ребенок рассказывает сказку, используя мнемотаблицу.
РЕК. Для старших дошкольников можно предложить рассказать эту сказку с конца. (вызвать 1 учащегося круглого стола).
Далее желающему участнику Круглого стола предлагается рассказать сказку "Рукавичка" по мнемотаблице.
РЕК. Для начала предложить детям начать ее с зачина. Если не получается, воспитатель сам начинает сказку. (То же самое и с концом).
Сегодня вы услышали несколько методик обучения дошкольников составлению описательных рассказов. Я надеюсь, вы с пользой для себя провели круглый стол, повысили свой профессиональный уровень по проблеме развития связной речи и получили некоторые подсказки по данным вопросам.
Спасибо за внимание.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Виды образовательной деятельности по обучению детей
рассказыванию по картине :
1) составление описательного рассказа по предметной картине;
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Формирование навыка у дошкольников при обучение составлению рассказов :
- накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;
- работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;
- составление плана рассказа;
- составление рассказа;
- исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.
Самостоятельная речь – умение составлять рассказ без помощи взрослого.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Виды образовательной деятельности по обучению детей
рассказыванию по картине :
1) составление описательного рассказа по предметной картине;
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Формирование навыка у дошкольников при обучение составлению рассказов :
- накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;
- работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;
- составление плана рассказа;
- составление рассказа;
- исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.
Самостоятельная речь – умение составлять рассказ без помощи взрослого.