Юлия Сорокина
Круглый стол «Художественное конструирование как средство развития творческой личности детей дошкольного возраста»
воспитатель
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36» г. о. Саранск
«Художественное конструирование как средство развития творческой личности детей дошкольного возраста»
Публикация «Круглый стол „Художественное конструирование как средство развития творческой личности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Круглый стол для педагогов
- Мебель. Конструирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективно начинать ее формирование и развитие в дошкольном возрасте.
Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Целью обучения детей художественному конструированию является способствование развитию творческих способностей детей через художественное конструирование.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
1. Создать условия для развития и реализации творческих способностей каждого ребенка.
2. Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
3. Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
4. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
Дошкольный период психического развития ребенка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, творческий и развивающий характер которой определяет ее ценность и важность для развития восприятия ребенка, его мышления, воображения, технических умений, моторики, а в дальнейшем – более сложных образований.
Конструирование как один из основных творческих и развивающих видов деятельности всегда находится в центре внимания педагогов и психологов, работающих с дошкольниками. Огромный вклад в изучение детского конструирования был внесен российскими учеными, наиболее известными из которых является Л. А. Парамонова.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «constructio» – построение. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид конструирования.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструктивной деятельности детей :
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное. В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, используя определенные средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов. Еще в группах раннего возраста детей знакомят с игровым и строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят.
Техническое конструирование – это действие практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение простейших моделей из строительных деталей.
Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.
Процесс обучения детей художественному конструированию строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления.
1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
2. Развитие художественных способностей.
3. Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора.
Вводить ребенка в мир художественного конструирования можно с 2 – 3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств.
На первых занятиях не следует давать детям прямых указаний. С помощью вопросов, коротких стихов, восклицаний воспитатель лишь поощряет и подбадривает детей, организует их деятельность, но активно на ход и характер детского экспериментирования с фигурами и фоновыми полями не влияет. На этом этапе обучения нецелесообразно совместно обследовать материал, предлагать образцы, аппликации, картинки.
Конструированию из бумаги и дополнительных материалов обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Соорудить из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушку объемной формы непросто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению.
Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль.
Высокий уровень творческого использования всех доступных форм материала в конструировании позволяет утверждать, что и сегодня данный вид детского творчества рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
Список использованных источников
1. Лиштван, З. В. Конструирование : пособие для воспитателя дет. сада / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
2. Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала : пособие для воспитателя детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М. : Издательский дом «Академия», 1999. – 227 с.
4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
5. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина. – М. : Просвещение, 1973. – 208 с.
6. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : пособие для педагогов и родителей / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 144с.