Лилия Лавренина
Круглый стол «Что такое экология?»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол (работа с родителями)
Тема: Что такое экология?
Цель : ознакомление родителей с предметом экология, смена стереотипов с традиционных «Мир для человека» на экологические «Человек-часть природы». Определить различия традиционных стереотипов от экологических.
Публикация «Круглый стол „Что такое экология?“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «Экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология»- это наука о доме, жилище («ойкос»- дом, «локос» - наука).
В середине XX века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис».
Часто можно услышать выражения «плохая» («хорошая», «ужасная») экология. Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим «плохая» физика, математика). Оценить можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т. д.).
Впервые проблемы экологического образования на территории России обсуждались в 1977г. на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды.
В дошкольных учреждениях нашей страны такое традиционное направление работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
-пониманию самооценки природы;
-осознание ребенком себя как части природы;
-воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
-формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
-пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
-формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды, ( например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязниться и рыбкам станет плохо жить и т. д.).
В конечном счете целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.
Но не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
На вопрос:»Каких животных ты видел?»- дети отвечают, называя животных, которых видели по телевизору или на иллюстрациях в книгах, некоторые- в зоопарке, реже- на даче, в лесу. Практически единицы называли птиц, бабочек, обитающих в городах, рядом с нами. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.