Ольга Миногина
Работа с родителями. Круглый стол «Наказывая, подумай как!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо».
Цель: способствовать формированию личности ребенка через гуманистический стиль родительского воспитания.
Задачи:
1. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению методов поощрения и наказания детей в процессе воспитания.
Публикация «Работа с родителями, Круглый стол „Наказывая, подумай как!“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
2. Показать значимость приемлемых (гуманных) способов воспитания своих детей.
3. Выявить причины, развеять мифы и назвать возможные последствия жестокого наказания в семье.
4. Познакомить с высказываниями детей о том, какие методы наказания необходимо исключить в семье.
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
В конвенции о правах ребенка реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану жизни и здоровья.
Привычные автоматические реакции родителей в процессе воспитания:
1. Приказы и команды.
2. Предупреждения, предостережения.
3. Мораль и нравоучение.
4. Советы, готовые решения.
5. Доказательства, логические доводы, нотации.
6. Критика, обвинения.
7. Обзывание, высмеивание.
8. Выспрашивание, расследование.
9. Физические наказания.
10. Догадки, интерпретация.
11. Уговоры.
12. Отшучивание, уход от разговора.
13. Похвала, поощрения.
Наказание - это строгое воздействие за какую-нибудь вину, проступок, наказание ребенка за озорство, н. подростка за ложь, грубость, проступок строго наказать за прогулы. Наказан кто-то за дело, поделом. (Из словаря Ожегова).
Но по какой причине (из-за чего) происходит наказание детей?
Причины наказания детей :
• Для поддержания дисциплины
• Послушания
• Хорошего поведения
• В целях воспитания
• Установление рамок дозволенного
• Демонстрация авторитета родителей
• Охрана жизни и здоровья ребенка
• Срыв взрослого (усталость, проблемы)
К наказанию также предъявляют ряд требований:
1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи или класса, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели.
2. Не следует упрекать наказанием, ни напоминать о нём в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.
3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему- либо, можно ограничиться замечанием или репликой.
4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.
Можно выделить следующие виды наказаний :
-словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т. п.)
-физическое наказание
-наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
-наказание трудом
- лишение любви
- наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера)
Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:
• - агрессия родителей приводит к агрессии детей;
• - дети становятся неуравновешенными, вспыльчивыми;
• - наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
• - повышается уровень тревожности ребёнка.
Известный учёный- психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным.
Правило первое
Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
Правило второе
Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родители, прежде всего, должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
Правило третье
Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.
Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.
Правило четвертое
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.
Правило пятое
Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.
А. С. Макаренко Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
• *терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
• *объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно,но быть при этом предельно кратким;
• *отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;
• *неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка –подождите, пока поступок повториться ;
• *научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
• *обратитесь к ребёнку по- деловому- Илья (а не Илюша);
• *измените тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
• * используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша»
• *лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребё нку: «Скучает сегодня наша кукла».
• *проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».
• *хвалите других детей, но к месту;
• *организуйте дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.
А. С. Макаренко сформулировал правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний :
1. Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
2. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
3. Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу.
4. Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.
Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля тогда:
-Соблюдайте последовательность
Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!
- Давши слово - держись. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте.
Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему - не лучший способ проводить время.
- Наказывайте только за конкретный проступок
Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу.
- Будьте искренни
Если уж наказывать - так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе. Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка.
Практическое задание родителям
1. «Загибаем лист».
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
2. "В лучах родительского солнца".
Возьмите желтую цветную бумагу, вырежьте солнышко с лучами, приклейте его на белый альбомный лист. В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
Согревайте добрыми словами и делами своих детей каждый день.
Помните:
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.