Елена Савельева
Круглый стол «Азбука пешехода: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребёнок на велосипед- он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
«Жизнь есть дар, великий дар и тот,
кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает»
Леонардо да Винчи
Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.
Публикация «Круглый стол „Азбука пешехода: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Круглый стол для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Основные направления работы ДОУ по профилактике дорожного травматизма и изучению ПДД :
1. методическая работа
2. работа с детьми
3. взаимодействие с родителями
4. создание развивающей среды
Для успешной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения ДОУ разработаны:
-годовой план по профилактике ДТТ и изучению ПДД;
-перспективный план по всем возрастным группам;
-план мероприятий.
Воспитательно-образовательная работа по обучению детей ПДД в ДОУ ведется по программам М. А. Васильевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», с использованием пособий «Правила дорожного движения» Л. Б. Поддубной,
«Занятия по правилам дорожного движения» под редакцией Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина.
Создана педагогическая копилка «Азбука пешехода», в которую вошли конспекты занятий, циклы бесед, праздники, развлечения, экскурсии, целевые прогулки, консультации для родителей, к Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной. консультации для воспитателей, игры по ПДД, сказки и рассказы детей, рисунки.
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде – это достаточно сложный и длительный процесс, требующий специальных упражений и применения ряда дидактических методов и приемов.
1. Взаимодействие со сказочным персонажем
2. Словесные приемы
3. Игровые приемы
4. Наглядные приемы
5. Использвание театра
6. Художественное слово
7. Использование ИКТ, музыкального репертуара
8. Практические действия детей
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущих объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации. Создание разметки на территории и в помещении ДОУ для организации игровых ситуаций из реальной жизни.
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребё нку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. (слайд целевые прогулки)
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Формы взаимодействия с родителями :
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Поэтому важно так же активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Формы взаимодействия с родителями, которые были использованы в ознакомлении детей с правилами дорожного движения :
- Различное анкетирование «Отношение родителей к соблюдению правил дорожного движения»;
- Родительское собрание по проблеме предупреждения детского ДТТ;
-Размещение информации в уголке для родителей;
- Организация выставок литературы по данной теме;
-Помощь в оснащении уголка по ППД;
- Выставки совместных рисунков детей и родителей по ПДД;
-Конкурс поделок по ПДД (нетрадиционной технике);
- Театрализованное представление «Дорожная азбука»
-Изготовление макетов улиц, дорожных знаков, моделей светофора, атрибутов для сюжетно – ролевых игр и прочее.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
В результате проводимой работы, повысился процент заинтересованности родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками.
Очень важно, что родители стали активными помощниками и участниками этого интересного процесса. Участие родителей в процессе обучения детей правилам дорожного движения бесценно не только в силу статуса, но и потому, что собственное поведение в дорожном движении является для детей примером для подражания.
В тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице, станет у детей нормой поведения.