Наталья Желтова
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выучим мы срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно ехали улицей водители.
Ю. Яковлев
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен не достаточной организацией профилактики воспитания и обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Публикация «Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защита психологической реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Формирование правильного поведения на дороге – это длительный процесс. Поэтому в нашем детском саду ведется систематическая работа по изучению с детьми правил дорожного движения и формирования у них навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Эта работа – не одноразовая акция, ее мы проводим постоянно и регулярно.
Нами разработан тематический план совместной работы по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с учетом требований программы «ОБЖ» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и дифференцированного подхода по пяти образовательным областям, используя метод интеграции.
Целью нашей работы является разработка методических рекомендаций для педагогов, детей и родителей по организации профилактических мероприятий; воспитанию, формированию и развитию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
С раннего возраста мы учим детей ориентироваться в окружающем их пространстве, понимать, что такое опасные и безопасные действия на улицах и дорогах. Наша задача – научить детей видеть, слышать и принимать правильные решения на улице, развивать мыслительную деятельность детей; формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; стимулировать развитие качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения; формировать у детей самооценку, контроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения; научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города; воспитывать культуру поведения.
При построении нашей работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагоги пользуются тремя аспектами взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
• РЕБЕНОК – ПЕШЕХОД
• РЕБЕНОК – ПАССАЖИР
• РЕБЕНОК – ВОДИТЕЛЬ
Нами составлен план совместного сотрудничества с Отделом Государственной Инспекции Безопасного Дорожного Движения по Родниковскому району, который включает комплекс мероприятий:
• проведение развивающе-обучающих занятий с дошкольниками и их родителями по основам безопасности дорожного движения (усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
• формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
• умение детей двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, координировать свои движения с движением других людей;
• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в специально созданных игровых ситуациях и т. д.)
• массовые профилактические мероприятия: конкурсы, выставки (рисунков, плакатов, макетов, викторины, соревнования, праздники, развлечения, театрализованные представления, целевые прогулки и экскурсии.
Инспектор по пропаганде ГИБДД Александр Сергеевич Ушаков - частый гость в нашем саду. Он помогает нам планировать и проводить различные профилактические мероприятия с дошкольниками и их родителями, оказывает помощь в подборе необходимой современной научно-обоснованной литературы и наглядных средств обучения, организует участие в конкурсах среди дошкольных учреждений, экскурсии, тематические встречи. Педагоги проводят тематические занятия, которые соответствуют психофизиологическим особенностям развития дошкольников в каждой возрастной группе. Мы читаем детскую литературу по правилам дорожного движения, отгадываем загадки, читаем стихи, просматриваем слайды, фотографии, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами по дорожной тематике.
На территории нашего детского сада оборудована автоплощадка, на которой мы готовим детей к самостоятельному движению по улицам города. Автоплощадка включает разметку дорожного покрытия, пешеходных переходов с островками безопасности. Она оборудована выносным материалом: макеты светофоров, различных видов транспорта, разнообразными игровыми элементами и дополнительной номенклатурой дорожных знаков. Для мобильного использования автоплощадки мы целесообразно совмещаем прогулочные участки детского сада и пространство физкультурной площадки.
Все мероприятия мы стараемся проводить в такой последовательности: ознакомление, обучение, практика, закрепление навыков. Многократное наблюдение дорожных ситуаций и тренировка движений приводят к созданию необходимых навыков самосохранения у детей. Эти же цели мы реализуем на целевых прогулках и тематический экскурсиях.
Мы стремимся к тому, что бы наши дети знали ответы на разные вопросы:
• кого называют пешеходом, водителем, пассажиром
• что такое транспорт
• что такое проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка
• что такое дорожные знаки и их назначение
Мы должны сформировать у детей навыки и положительные привычки безопасного поведения: осматриваться вокруг, обращать внимание на возможные опасности, видеть и слышать движения транспорта развивая глазомер, моделировать опасные ситуации на дорогах, используя игровые технологии и креативные задания.
Игра – одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Наши дети закрепляют опыт, полученный на занятиях и в самостоятельной деятельности: в сюжетно-образных, сюжетно-ролевых играх. В уголках безопасности в возрастных группах много игр с правилами, настольных, электронных, компьютерных и других.
Наши педагоги совместно с родителями и детьми оборудовали уголки безопасности в возрастных группах, изготовили макеты улиц, с транспортными средствами, схемы маршрутов, безопасного движения в детский сад, дорожные знаки, дидактические настольные игры, игры-викторины, атрибуты для подвижных игр. Все мероприятия предусматривают активную позицию родителей. Они – равноправные участники педагогического процесса, несущие полную ответственность за здоровье и безопасность своих детей. Совместными усилиями созданы информационные уголки безопасности, где помещены справочные, аналитические, пропагандистские материалы с использованием фотографий реально отображающих работу детского сада по данному направлению. Мы публикуем пропагандистские материалы в районной газете «Родниковский рабочий», газете Родниковского Информационно-методического центра «Дошкольник», газете детского сада «Фейерверк новостей». Мы тесно взаимодействуем с каждой семьей в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах города. Агитационная работа ведется на родительских собраниях, беседах, организованных в форме «круглого стола», деловых играх, вечерах вопросов и ответов. Мы регулярно читаем лекции и проводим профилактические беседы. Необходимо, чтоб родители поняли опасность, угрожающую детям и ее причины.
Прекрасным подспорьем является выпущенные нами брошюры, буклеты, электронные презентации и видеоролики.
Актуальны проводимые регулярно совместные выставки рисунков, плакатов, книжек-самоделок. Роль дошкольного учреждения состоит не столько в том, что бы научить детей (эта задача реализуется, но индивидуальные и систематическое обучение детей в состоянии выполнить только родители, сколько в том, что бы убедить родителей, научить их и проконтролировать их работу с ребенком. Анализируя результаты нашей работы по данному направлению, можно отметить, что не наблюдается случаев попадания наших воспитанников в дорожно-транспортные происшествия.
Таким образом, эффективная деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма зависит от инициативы, профессиональной направленности, компетентности, творческого подхода всего педагогического коллектива, активного использования современных педагогических технологий в работе по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.