Гульсина Хамидуллина
Организация работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Развитие сети дорог в стране и резкий рост количества транспорта, как в личном пользовании, так и в народном хозяйстве, породили целый ряд проблем. Среди них – аварийность на автомобильном транспорте. Обеспечение безопасности техники, водителей и пешеходов – проблема, возникшая вместе с автомобилизацией.
Для человека, попавшего в ДТП, это всегда несчастье, для ребенка – это трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, ведь то морально-психологическое потрясение, какое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Публикация «Организация работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Говоря о причинах ДТП с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать ее слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Для того, чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. О правилах поведения на дорогах ребенок узнает, не выходя из дома, из бесед родителей, старших, прогуливаясь во дворе. Самым действенным уроком служит поведение взрослых и родителей во время нахождения детей на дороге, при переходе улиц. Обучить навыкам безопасного поведения детей на улице, проезжей части дороги можно и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Эффективность работы по изучению дошкольников правилам дорожного движения во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогическое взаимодействие с детьми. Результатом моей работы является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, которые посещают наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения. Дети, полученные теоретические знания реализуют в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Подобранные игры помогают детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по данной теме. Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. С помощью художественного слова, музыкального развития, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме. При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усваивают весь учебный материал по теме: «Правила дорожного движения»
В своей работе применяю современные информационные технологии – просмотр мультимедийных обучающих презентаций, презентаций-игр, мультфильмы по ПДД. Под моим руководством в детском саду функционирует кружок «Светофорик», по изучению с детьми старшего возраста ПДД, а родители являются активными участниками всех мероприятий.
Результатом моей работы как педагога по профилактике ДДТТ в детском саду является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.
Чтобы эффективно вести работу по правилам дорожного движения в нашем детском саду я применяю оборудованный кабинет для обучения детей ПДД, наглядные пособия и инвентарь.
В целях обогащения развивающей среды в группе подобрана литература для дошкольников; оформлен тематический уголок, где представлен наглядный и демонстрационный материал, изготовлены атрибуты для проведения занятий.
В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице. В связи с этим я разработала Перспективный план по обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дорогах и составила диагностику уровня знаний детей по ПДД, чтобы оценить результативность знаний и умений детей. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (познавательное развитие,социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, внедрено во все виды деятельности ребенка (образовательная деятельность, игра, самостоятельная деятельность). Организацию такой работы я провожу регулярно, планово, систематически. Полученные знания воспитанники закрепляли, обыгрывая различные ситуации на макете села, а также, принимая активное участие в настольных играх.
Чтобы эффективно вести работу по правилам дорожного движения в нашем детском саду я применяю оборудованный кабинет для обучения детей ПДД, наглядные пособия и инвентарь.