Татьяна Никифорова
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах нашего города возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Каждый день газеты, радио или телевидение приносят сообщения об очередной аварии: сталкиваются автомобили, пешеходы попадают под колёса транспорта. По статистике в 20% из них погибают дети. Появление ребенка дошкольного возраста без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Некоторая осознанность в поведении ребенка вообще, и на дороге в частности, появляется к 10-12 годам. Поэтому актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна.
Публикация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в ДОУ особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Эта работа должна проводиться планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Цель работы: сохранение здоровья и жизни детей, предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
• Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
• формировать навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице
• расширять кругозор детей в области изучения правил дорожного движения
• развивать у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
• искать новые направления совместной деятельности с родителями, детьми и педагогами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Прежде всего:
• Нормативно–правовое обеспечение
• Научно–методическое сопровождение
• Разработка программ и рекомендаций
• Создание предметно-развивающей педагогической среды
Работа дошкольного образовательного учреждения по изучению ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма включает :
1. Совместный план работы ДОУ и ГИБДД.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. План-график проведения бесед, инструктажей с педагогами.
4. Информационный материал о формах работы с детьми всех имеющихся специалистов.
5. Циклограммы деятельности по данной проблеме: творческие конкурсы по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду; совместные творческие работы детей, педагогов и родителей; выставки творческих методических материалов педагогов: конспекты занятий, сценарии мероприятий; дни открытых мероприятий внутри детского сада.
6. Методическую копилку: разработка тематических мероприятий для детей всех возрастных групп; материалы для проведения проектов, акций; информационный материал по работе с родителями, разработанные положения по смотрам и конкурсам.
Работа по ознакомлению детей с ПДД не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду :
• организованные формы обучения,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• ознакомление с окружающим,
• развитие речи,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма осуществляется в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями.
По всем направлениям деятельности определены формы работы:
• Работа с педагогами включает в себя: информационно - практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки и конкурсы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, методические объединения;
• Работа с детьми осуществляется в форме: учебно-познавательной деятельности, целевых прогулок, свободной продуктивной деятельности, музыкально-игровых досугов, праздников, развлечений, театрализаций, бесед, тематической недели по правилам дорожного движения, выставок, чтения художественной литературы, игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная, изготовления атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;
• Работа с родителями включает в себя: родительский всеобуч, родительские собрания, сотворчество родителей и воспитателей, КВН, межсемейные проекты,семейное книгоиздательство, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно--транспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов, информационные "корзины".
При организации образовательной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов:
• последовательности и постепенности (знания по проблеме даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);
• развивающего обучения (организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка обусловлено темпами и содержанием его развития, направленных на достижение понимания, осмысления и осознания ребенком конкретных безопасных действий в реальных дорожных условиях);
• доступности (информация излагается в доступной форме);
• наглядности (материал (плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т. д.) можно увидеть, услышать, потрогать, чем реализуется стремление ребенка к познанию);
• единства воспитания и обучения (на всех этапах обучения воспитывается у детей культура поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте;
• обеспечение преемственности между комплексными и парциальными программами, организации как непосредственно образовательной деятельности, так и свободной самостоятельной деятельности детей;
• обеспечение преемственности между содержанием и организацией образовательного процесса во всех возрастных группах;
• обеспечение преемственности между детским садом и семьёй;
• обеспечение непрерывности дошкольного и начального школьного образования;
• обеспечение преемственности между образовательной деятельностью, осуществляемой в других социальных институтах детства.
Показатели эффективности работы педагогического коллектива:
1. Отсутствие несчастных случаев дорожно-транспортных происшествий с детьми и родителями детского учреждения.
2. Наличие на участке ДОУ специальной транспортной площадки, перекрестков, кольцевых дорог, оборудованных дорожными знаками, указателями и линиями разметки.
3. Проведение занятий, игр, целевых прогулок, экскурсий, выставок детского изобразительного творчества обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. Использование в практике ДОУ передового практического опыта.
4. Наличие методической и художественной литературы, учебно-наглядного материала, игр, игрушек по правилам дорожного движения в методическом кабинете и группах.
5. Организация работы с родителями по разъяснению необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечению их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов.
6. Наличие призовых мест в районных, областных конкурсах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.