Альбина Тукаева
Крнспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
Тема: Пересказ рассказа В. Бианки
«Купание медвежат»
Дата: День недели:
Речевое развитие
Цели: Материалы и оборудование:
Образовательные: Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы;
формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.
Развивающие : Развивать способность к наглядному моделированию.
Публикация «Крнспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа В, Бианки „Купание медвежат“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь к братьям нашим меньшим Портрет В. Бианки, доска, картинки с изображением бурой медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, мнемотаблицы по рассказу.
Алгоритм проведения
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте приветствуем друг-друга.
Сначала давайте вспомним правила. Которые мы соблюдаем на занятии.
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Дети произносят скороговорку с разной силой голоса. Начинают шепотом, заканчивают громким голосом.
Воспитатель: Так, как же мы должны разговаривать? (правильно и внятно)
Основной момент
Воспитатель: Дети, сейчас я для вас приготовила загадку, а вы попробуйте догадаться, о ком идет речь.
Воспитатель читает загадку:
Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Дети: медведь.
Воспитатель: Правильно. Это медведь.
2. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки. Он известный советский детский писатель. Называется рассказ «Купание медвежат».
Рассказ
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием : им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
3. Словарная работа.
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
А что означает слово «бурая»? (Серовато-коричневый, о цвете шерсти).
Бурый медведь.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?
(Это значит взять за воротник.)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
Воспитатель: Ребята, что сделала Анна?
(взяла медвежонка за шиворот).
Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Воспитатель: Покажи Дамир, как мама окунала медвежат?
Ребенок демонстрирует действие окунать.
4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Сейчас я буду задавать вам вопросы. Прошу отвечать только полными ответами.
Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: Автор показал какими медвежат?
Дети: Веселый.
Воспитатель: К слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова.
Дети: Радостный, оживленный, шустрый.
Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).
Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по-другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)
Воспитатель: Что автор говорит о шкурке медвежат? С чем сравнивает?
Дети: С шубками.
Воспитатель: Какие могут быть шубки?
Дети: Мохнатые, густые, теплые, пушистые.
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
Воспитатель: А какие сказки вы знаете про медведей?
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя».
5. Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в сказку «Три медведя».
Проводится физкультминутка «Мишки».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягоды искали.
Сладкую ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом плясали Мишки
Кверху лапки поднимали
Вот так, вот так.
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
6. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы прослушали рассказ писателя. Как его зовут? (Виталий Бианки) А как называется рассказ? («Купание медвежат»).
Я предлагаю вам еще раз внимательно его прослушать, а затем пересказать при помощи схем.
Воспитатель читает рассказ. Виталий Бианки «Купание медвежат»
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? (рассказ по цепочке.)
Итоговая часть
Воспитатель: Дети, с каким рассказом вы сегодня познакомились?
Дети: «Купание медвежат».
Воспитатель: А кто автор этого рассказа?
Дети: Виталий Бианки.
Воспитатель: Вам понравился этот рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Дети: бурая, за шиворот, окунала
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ? Кто по- вашему мнению, пересказал выразительнее всех? А ты, Сати, как думаешь? А у тебя, Егор, какое мнение? Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы и пересказывали рассказ. Мне очень понравилось!
Источник: В. В. Гербова, Речевое развитие в детском саду, старшая группа.